Асхат Аймагамбетов: «Некоторые дети уже и простые вопросы сформулировать не могут без ИИ»
- Ayel

- 18 сент.
- 3 мин. чтения
Депутат Мажилиса и бывший глава Минобразования Асхат Аймагамбетов в своём телеграм-канале сегодня поставил под сомнение готовность казахстанских школ и педагогов к «внедрению искусственного интеллекта» (ИИ).
«По поручению Главы государства Минпрос анонсировал введение ИИ в школы начиная с сентября 2025 года. Это очень важный и ответственный шаг. Но как всегда дьявол кроется в деталях.
Главный вопрос, что именно подразумевается под внедрением ИИ в школы? Подготовлены ли наши педагоги? Утверждены ли программы, регламенты, инструкции, критерии?», - написал депутат.
Аймагамбетов отметил, что несмотря на то, что учебный год уже начался, «на местах еще не полностью понимают как проект будет реализован на практике»:
«Судя по вопросам, которые задают не только знакомые, но и сами учителя, многие восприняли эту новость как «обучение работе с ChatGPT». Конечно, это не так.
Ведь наши дети практически повально используют инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, DeepSeek: делают домашние задания, пишут сочинения, готовят презентации».
И негативные «последствия», по словам чиновника, уже видны:
«Списывание, поверхностное мышление, зависимость от готовых ответов, проблемы с критическим мышлением.
Некоторые дети уже и простые вопросы сформулировать не могут без ИИ. Проблема в том, что никто не научил их, как правильно, грамотно, этично, ответственно и эффективно использовать эти инструменты.
Это равноценно тому, что за руль автомобиля посадили человека без водительских прав, при этом нет светофоров. Более того- самих правил тоже не существует. В такой ситуации авария- лишь вопрос времени».
По мнению Аймагамбетова, когда речь идёт об ИИ, «надо смотреть шире»:
«Развитие читательской грамотности и критического мышления- это, возможно, самая важная и трудная задача, которую мы должны решать, говоря об использовании ИИ.
Кроме того, важно формировать у детей понимание, что такое ИИ: это всего лишь инструмент, машина.
Не друг. Не оракул. Не психолог. Система, обученная на определенных данных. Она ошибается, «галлюцинирует», имеет свои «предубеждения», связанные с данными, на которых обучена».
Депутат считает, что детей надо учить «не слепому копированию и использованию ИИ», а критическому мышлению и проверке фактов, академической честности, этике использования ИИ, созданию запросов (prompt engineering), ответственности, медиаграмотности:
«Важно рассматривать образование шире, чем подготовку к рынку труда. Современная школа должна учить не только для работы, но для жизни в обществе будущего, lifelong learning, способность перестраивать свой мозг под новые задачи.
И ключевой вызов -не допустить, чтобы дети стали зависимыми от готовых ответов ИИ, а вместо этого научились использовать как инструмент развития своего мышления, учились учиться самостоятельно».
Решение, уверен Аймагамбетов, в «изменении оценивания», пересмотре критериев и «чётких регламентах».
«Уже нельзя оценивать только по результату, результат легко получить с помощью ИИ, поэтому важно учитывать процесс, самостоятельность, аргументацию. Надо переосмыслить сами задания, в том числе домашние задания.
Нужны четкие регламенты- где можно и как можно использовать ИИ, а где вообще нельзя использовать ИИ (например, экзамены ид).
Нужна национальная политика в сфере образования по ИИ- концептуальный документ, определяющий цели, подходы и уровни внедрения ИИ в образовательную систему. А также политику по применению ИИ в образовании, прозрачный и понятный регламент оценки работ, выполненных с использованием ИИ, обновление стандартов академической этики.
Учителя тоже еще не готовы: у них нет четких ориентиров и политики по использованию и оценке ИИ в учебном процессе».
Напомним, в декабре депутат Магеррам Магеррамов говорил о вреде использования детьми в школах ChatGPT. По мнению Магеррамова, из-за применения ИИ может сформироваться поколение, «которое не будет способно оперативно реагировать и решать сложные задачи, которые встанут на их жизненном пути».
Но уже в феврале стало известно о новых нормах, согласно которым в каждый школьный предмет интегрируют виды работ, связанные с применением различных технологий на базе искусственного интеллекта.
Впрочем, пока одни казахстанские чиновники откровенно опасаются использования технологий ИИ в сфере образования, другие рапортуют о его скорейшем внедрении.
Так около года назад директор Департамента цифровизации Миннауки Нурсултан Махатов сообщал о планах по созданию вопросов Единого национального тестирования (ЕНТ) с помощью ИИ.
По словам Махатова, ИИ должен помочь «повысить академическую честность при сдаче ЕНТ и разрабатывать задания и вопросы для тестов».
Телеграм-канал Ayel подробно рассказывал о том, где в мире используют ИИ в сфере образования: https://t.me/ayel_kz/2464.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz



