top of page

Асхат Аймагамбетов: «Некоторые дети уже и простые вопросы сформулировать не могут без ИИ»

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 18 сент.
  • 3 мин. чтения

Депутат Мажилиса и бывший глава Минобразования Асхат Аймагамбетов в своём телеграм-канале сегодня поставил под сомнение готовность казахстанских школ и педагогов к «внедрению искусственного интеллекта» (ИИ).


«По поручению Главы государства Минпрос анонсировал введение ИИ в школы начиная с сентября 2025 года. Это очень важный и ответственный шаг. Но как всегда дьявол кроется в деталях.


Главный вопрос, что именно подразумевается под внедрением ИИ в школы? Подготовлены ли наши педагоги? Утверждены ли программы, регламенты, инструкции, критерии?», - написал депутат.

 

Аймагамбетов отметил, что несмотря на то, что учебный год уже начался, «на местах еще не полностью понимают как проект будет реализован на практике»:


«Судя по вопросам, которые задают не только знакомые, но и сами учителя, многие восприняли эту новость как «обучение работе с ChatGPT». Конечно, это не так.


Ведь наши дети практически повально используют инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, DeepSeek: делают домашние задания, пишут сочинения, готовят презентации».

 

И негативные «последствия», по словам чиновника, уже видны:


«Списывание, поверхностное мышление, зависимость от готовых ответов, проблемы с критическим мышлением.

Некоторые дети уже и простые вопросы сформулировать не могут без ИИ. Проблема в том, что никто не научил их, как правильно, грамотно, этично, ответственно и эффективно использовать эти инструменты.


Это равноценно тому, что за руль автомобиля посадили человека без водительских прав, при этом нет светофоров. Более того- самих правил тоже не существует. В такой ситуации авария- лишь вопрос времени».

 

По мнению Аймагамбетова, когда речь идёт об ИИ, «надо смотреть шире»:


«Развитие читательской грамотности и критического мышления- это, возможно, самая важная и трудная задача, которую мы должны решать, говоря об использовании ИИ.

Кроме того, важно формировать у детей понимание, что такое ИИ: это всего лишь инструмент, машина.


Не друг. Не оракул. Не психолог. Система, обученная на определенных данных. Она ошибается, «галлюцинирует», имеет свои «предубеждения», связанные с данными, на которых обучена».

 

Депутат считает, что детей надо учить «не слепому копированию и использованию ИИ», а критическому мышлению и проверке фактов, академической честности, этике использования ИИ, созданию запросов (prompt engineering), ответственности, медиаграмотности:


«Важно рассматривать образование шире, чем подготовку к рынку труда. Современная школа должна учить не только для работы, но для жизни в обществе будущего, lifelong learning, способность перестраивать свой мозг под новые задачи.


И ключевой вызов -не допустить, чтобы дети стали зависимыми от готовых ответов ИИ, а вместо этого научились использовать как инструмент развития своего мышления, учились учиться самостоятельно».

 

Решение, уверен Аймагамбетов, в «изменении оценивания», пересмотре критериев и «чётких регламентах».


«Уже нельзя оценивать только по результату, результат легко получить с помощью ИИ, поэтому важно учитывать процесс, самостоятельность, аргументацию. Надо переосмыслить сами задания, в том числе домашние задания.


Нужны четкие регламенты- где можно и как можно использовать ИИ, а где вообще нельзя использовать ИИ (например, экзамены ид).


Нужна национальная политика в сфере образования по ИИ- концептуальный документ, определяющий цели, подходы и уровни внедрения ИИ в образовательную систему. А также политику по применению ИИ в образовании, прозрачный и понятный регламент оценки работ, выполненных с использованием ИИ, обновление стандартов академической этики.


Учителя тоже еще не готовы: у них нет четких ориентиров и политики по использованию и оценке ИИ в учебном процессе».

 

Напомним, в декабре депутат Магеррам Магеррамов говорил о вреде использования детьми в школах ChatGPT. По мнению Магеррамова, из-за применения ИИ может сформироваться поколение, «которое не будет способно оперативно реагировать и решать сложные задачи, которые встанут на их жизненном пути».


Но уже в феврале стало известно о новых нормах, согласно которым в каждый школьный предмет интегрируют виды работ, связанные с применением различных технологий на базе искусственного интеллекта.


Впрочем, пока одни казахстанские чиновники откровенно опасаются использования технологий ИИ в сфере образования, другие рапортуют о его скорейшем внедрении.


Так около года назад директор Департамента цифровизации Миннауки Нурсултан Махатов сообщал о планах по созданию вопросов Единого национального тестирования (ЕНТ) с помощью ИИ.


По словам Махатова, ИИ должен помочь «повысить академическую честность при сдаче ЕНТ и разрабатывать задания и вопросы для тестов».


Телеграм-канал Ayel подробно рассказывал о том, где в мире используют ИИ в сфере образования: https://t.me/ayel_kz/2464.


 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
Алкоголь, самоубийства и травматизм за рулем растут среди молодёжи – новое глобальное исследование указывает на «новый кризис»

Высокий уровень смертности среди молодежи станет «новым кризисом», предупреждает глобальное исследование в области здравоохранения о котором сегодня написало издание The Guardian: «Мир столкнулся с «

 
 
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page