Без крыши над головой
- Политпросвет.kz
- 1 день назад
- 7 мин. чтения
Народы без государства в современном мире
В марте этого года в Екатеринбурге пропал известный историк Захираддин Ибрагимов, который более 20 лет имеет российское гражданство. Позднее выяснилось, что он был похищен азербайджанскими спецслужбами, которые обвиняли его в государственной измене и сепаратизме. Ибрагимов выступал за создание талышской автономии в Азербайджане, где талыши являются крупнейшим национальным меньшинством.
Талыши, как и родственные им курды, на протяжении всей своей длительной истории пытаются жить в собственном государстве, говорить свободно на родном языке, иметь свою территорию и законы.
Помимо них десятки этносов в современном мире рассчитывают - иногда не без веских оснований -на аналогичные условия, но не имеют собственных государственных образований, либо же считают существование в рамках национальных автономий недостаточным. О народах без родины и о том, как на этот вопрос смотрит международное право, читайте в нашем материале.
Блуждающие суперэтносы
Когда речь заходит о многовековой мечте обрести собственную государственность, первыми на ум приходят евреи. Образовав свое первое государство еще в XI в. до н.э., они с тех пор неоднократно подпадали под власть разных завоевателей, теряли и вновь восстанавливали свою независимость, пока окончательно не утратили свою государственность после Иудейской войны в борьбе с римлянами в 70 году н. э. С тех пор они две тысячи лет расселялись по всему обитаемому миру от Афганистана до Сальвадора и от берегов Северного ледовитого океана до Южной Африки.
Еврейские общины всегда жили обособленно и, как правило, имели сильное экономическое и финансовое влияние на элиту тех государств где,проживали. Печальную известность приобрели еврейские ростовщики, которым в период средневековья были должны решительно все: от королей и влиятельных итальянских торговых домов до простых поденщиков и прачек. Не случайно широко известный у нас в Казахстане историк Лев Гумилев именовал евреев «блуждающим суперэтносом», высоко оценивая степень их влияния, в том числе и на кочевые империи Евразии.
К сожалению, на протяжении средневековой и современной истории миф о пресловутом богатстве евреев и другие не менее абсурдные конспирологические теории приводили к еврейским погромам и в конечном итоге – к тотальному геноциду целого народа. Лишь в 1948 году мечту о собственном государстве удалось осуществить, и нужно сказать, что приобретенная после тысячелетий гонений и страданий независимость защищается современными израильтянами отчаянно и беззаветно.
Не менее, а может и более длительную историю государственности имеет армянский народ. По мнению разных групп историков, основание армянами первого государства можно отнести к XVI в. до н. э. (царство Хайаса) или к IX в. до н. э. (Урартское царство). Как и евреи, армянский народ на протяжении веков много раз попадал в зависимость от чужеземных завоевателей, и неоднократно возрождал величие собственных царств и княжеств. Случалось, что армянский этнос сотни лет проживал в чужих по названию империях, но с неизменным упорством всегда реанимировал традиции собственной государственности. Последний раз такой период длился с падения Киликийской Армении в 1375 году до образования Демократической Республики Армения в 1918 году.
Как и у евреев, возрождению государственности предшествовал тотальный геноцид армян, устроенный правительством младотурок. Геноцид или «Великое злодеяние» до сих пор служит источником напряженности между Турецкой Республикой и Республикой Армения. Очевидно, что своим успехам во второй Карабахской войне Азербайджан во многом обязан турецкой военной и финансовой поддержке.
Оба этноса, имеющие за своими плечами несколько тысячелетий борьбы за создание собственного независимого отечества, в конце концов обрели его. В процессе поиска «земли обетованной» они получили мощное влияние на современную мировую экономику и в особенности на финансовый и банковский капитал. Многие полагают, что в качестве бонуса за выживаемость в условиях перманентного стресса они получили и некоторые полезные интеллектуальные преференции. Но в любом случае, это примеры счастливого конца, а в современном мире есть множество народов, так и не обретших долгожданной свободы.
Когда негде голову преклонить
Сегодня в мире насчитывается несколько сотен народов, не имеющих своей государственности. Официально никто таких подсчетов не вел, по-видимому, из-за масштабности охвата и размытости критериев собственной государственности. Очевидно, что это понятие включает в себя прежде всего государственный суверенитет как неотчуждаемое качество независимого государства, первичного субъекта международного права. Суверенитет, кроме того, исключает любую зависимость от другого государства. Если исходить из этих критериев, то территориальные и национальные автономии под эти базовые критерии не подпадают.
Организация наций и народов, не имеющих своего представительства (Unrepresented Nations and Peoples Organization, UNPO), образованная в 1991 году в Гааге, на данный момент насчитывает 39 членов. Многие из народов, ранее представленных в ней, вытянули свой счастливый билет в период глобальных геополитических процессов (таких, как распад СССР) и обрели подлинную независимость, государственность и официальное признание.
Но не все. Крупнейшая в количественном отношении пятерка этносов не имеющих де-юре своего государства сейчас выглядит так.
Тамилы
Тамилы насчитывают около 77 млн человек и являются крупнейшим этносом, не имеющим на данный момент своей государственности. По данным различных источников, тамилы уже в IIIвеке до н. э. имели мощные государства на юге полуострова Индостан, а в средневековье были представлены несколькими крупными княжествами.
После обретения Индией и Шри-Ланкой независимости тамилы остались на позициях национального меньшинства, что, естественно многих из них не устраивало. В 1976 году ланкийско-тамильские националисты из организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ) на своём съезде в Ваддукоддай приняли резолюцию, призывающую к созданию отдельного тамильского государства. Встав на путь вооруженной борьбы, «тигры», признанные террористической организацией в большинстве стран мира, в течении 25 лет воевали с правительственной армией Шри-Ланки и сложили оружие только в 2009 году. Жертвами гражданской войны между сингалами и тамилами стали свыше 100 тыс. человек, несколько сотен тысяч стали беженцами.
Тамильский сепаратизм в Индии также имеет длительную историю. Боевики из Освободительной армии Тамилнада и Тамильских национальных войск спасения преследовали цель объединить индийский Тамилнад и ланкийский Тамил-Илам в Большой Тамилнад. Тамильские боевики осуществили ряд резонансных террористических актов (таких, как убийство в 1991 году индийского премьер-министра Раджива Ганди), но сейчас фактически повсеместно прекратили боевые действия. Теперь они выступают за политические методы борьбы, требуя лишь автономии в составе Индии и Шри-Ланки.
Курды
Второй крупнейший этнос без собственной государственности, насчитывающий около 50 млн человек. Курдистан как этнокультурная и геополитическая общность в настоящее время поделен между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. На протяжении 20 века курды по меньшей мере пять раз пытались создать свои государственные образования, но лишь Иракскому Курдистану удалось отстоять свою автономию.
Де-факто регион Курдистан уже сейчас является совершенно независимым от иракских властей государством со своим правительством и армией. В 2017 году состоялся даже референдум о независимости не признанный правительством Ирака. Время от времени то иракские то турецкие вооруженные силы пытаются проводить на территории региона наступательные операции, осознавая, что именно эта автономия представляет наибольшую угрозу их территориальной целостности.
Существует еще так называемая «Автономная администрация Северной и Восточной Сирии», именуемая также Рожава, расположенная на северо-востоке Сирийской Арабской Республики. Автономия имеет собственные вооруженные силы, конституцию и исполнительный комитет. Как и иракский Курдистан неоднократно становилась мишенью для операций турецкой армии и сирийских вооруженных сил.
Уйгуры
История народа прослеживается по крайней мере с IV века н. э. и неразрывно связанно с тюркской конфедерацией Теле, которая и стала ядром Уйгурского каганата. После его разгрома уйгуры переселились в область восточного Туркестана где основали ряд государств и княжеств наиболее известным из которых было существовавшее даже после монгольского завоевания идикутство Кочо. С середины XIV века уйгуры с переменным успехом несколько раз пытались основать собственные государственные образования.
В XX веке на территории современной КНР некоторое время просуществовали две уйгурские республики: Тюркская Исламская республика Восточного Туркестана (1933-1934) и появившаяся десятилетием позже на советских штыках Восточно-Туркестанская Революционная Республика (1944-1949). На сегодняшний день уйгуры имеют ограниченную автономию в составе КНР - Синьцзян-Уйгурский автономный район. Там проживает порядка 11,5 млн уйгуров, всего же представителей этого этноса в мире, по разным оценкам, от 12 до 20 млн человек.
На территории Китая в настоящее время действуют несколько сепаратистских группировок выступающих за создание независимого Уйгурстана на территории Синьцзяна, наиболее известными из которых являются Организация освобождения Восточного Туркестана и Исламское движение Восточного Туркестана.
Цыгане
От 12 до 18 млн цыган, проживающих на всех населенных континентах Земли, не имеют собственного государства и даже не планируют его создания.
Даже Всемирный цыганский конгресс, созывающийся с 1971 года одиннадцать раз никогда не поднимал вопроса даже о цыганской автономии, не говоря уже о независимом государстве. Впрочем, этот вопрос все же поднимался в СССР представителями «трудового цыганства» после создания Еврейской автономной области, но дальше нескольких обращений активистов дело не пошло.
Народов, не имеющих собственной государственности, очень много, и, вероятно, кто-то из них ее в конце концов обретет. Сейчас, когда в моде тренд на сепаратизм и самоопределение этносов, многие из них получили надежду и стимул попытаться. Наибольшие шансы у развитых в экономическом отношении автономий Европы, таких как Каталония, Шотландия, Фландрия. Но и талыши, и айсоры, и другие сравнительно немногочисленные этносы будут искать свои шансы, и, возможно, когда-нибудь используют их.
Законодательная коллизия
На самом деле грань между провозглашенным в первой же статье устава ООН «принципа равноправия и самоопределения народов» и территориальной целостности любого государства очень тонка. Являются ли баски из политической группировки ЭТА долгие годы с оружием в руках пытавшейся отделиться от Испании и Франции или каталонцы, 80% которых на референдуме проголосовали за независимость борцами за свободу или сепаратистами? По крайней мереиспанское правительство и Верховный суд Великобритании высказались однозначно, признав референдумы о провозглашении независимости в Каталонии и Шотландии нелегитимными.
Как относятся в формально федеративном российском государстве к вопросу о независимостинародов, входящих в его состав, можно оценить по результатам двух чеченских войн, жертвами которых стали не менее 160 тыс. человек.
Пока же каждое государство решает это противоречие между свободной волей народов,входящих в его состав, и принципом территориальной целостности, руководствуясь конституциями и собственными политическими принципами.
И это нередко приводит к конфликтам, в том числе вооруженным. Вот лишь несколько примеров последних десятилетий.
Косово. В 2008 году албанское большинство в Косово провозгласило независимость от Сербии. Это решение поддержали США, ряд стран ЕС и Турция. Однако Сербия, Россия, Китай и многие другие страны до сих пор не признают Косово независимым государством, настаивая на его принадлежности Сербии. Война 1998–1999 годов унесла тысячи жизней и оставила регион в состоянии замороженного конфликта.
Палестина. Палестинцы борются за создание независимого государства с середины XX века. Несмотря на частичное признание Палестины более чем 130 странами, Израиль контролирует ключевые территории, а переговоры о создании палестинского государства буксуют десятилетиями. В результате конфликт периодически перерастает в вооруженное противостояние, как это произошло в 2023 году.
Нагорный Карабах. После распада СССР армяне Нагорного Карабаха провозгласили независимость от Азербайджана. Это привело к двум крупным войнам. В 2023 году Азербайджан восстановил контроль над регионом, вынудив десятки тысяч армян покинуть свои дома. Ни одна страна мира, включая Армению, не признала Нагорный Карабах независимым государством.
Абхазия и Южная Осетия. После войны 2008 года Россия признала независимость этих двух регионов Грузии. Однако подавляющее большинство стран мира продолжает считать их частью Грузии. В результате регионам грозит международная изоляция и экономическая зависимость от России.
Но даже если народ провозглашает независимость, без широкого международного признания такое образование остаётся в подвешенном состоянии. Признание зависит не столько от самого народа, сколько от политических интересов мировых держав, которые определяют, какие образования будут считаться легитимными. И, как показывает практика, большинство стран подобных борцов за независимость все-таки не признает. Такой политики придерживается и наша страна.
- Подсчитано, что если право нации на самоопределение будет реализовано на всем земном шаре, то вместо 193 государств на Земле возникнет более 500–600 государств. Это будет хаос. По этой причине, мы не признаём ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию. Этот принцип будет применён и в отношении квазигосударственных территорий, которыми, на наш взгляд, являются Луганск и Донецк, — говорил в июне 2022 года в ходе Петербургского международного экономического форума президент Касым-Жомарт Токаев.
Автор Алькен Кенжебаев
#политика #политикаКазахстана #мироваяистория#аналитика
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz