top of page

Как Казахстан возвращает преступников из-за рубежа — и почему не все страны их выдают

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 2 дня назад
  • 4 мин. чтения

 

Недавно в Турции был задержан экс-глава ТОО «Астана LRT» Талгат Ардан, заочно осужденный за хищения при строительстве линии легкорельсового транспорта в столице. Ещё в сентябре 2019 года Генеральная прокуратура Казахстана направила запрос в министерство юстиции Турции о его экстрадиции, после того как он был объявлен в международный розыск. Однако задержать беглеца удалось лишь в 2025 году, после чего суд города Анталья принял решение о его депортации в Казахстан.

 

Это не единичный случай. По данным Генеральной прокуратуры, с начала текущего года в Казахстан было экстрадировано 26 человек, в 2024 году — 67 человек, в 2023-м — 55.

 

Что такое экстрадиция

 

Экстрадиция — это передача разыскиваемого лица запрашивающему государству для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора. Такой запрос направляется при условии, если хотя бы по одному преступлению лицу грозит наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года либо у него есть неотбытый срок не менее 6 месяцев.

 

Выдача осуществляется на основании международных соглашений, как двусторонних, так и многосторонних, например, в рамках СНГ или Конвенций ООН. В отдельных случаях сотрудничество возможно и без договора — на принципах взаимности.

 

Согласно казахстанскому законодательству, существуют три формы экстрадиции:

 

  • общая;

 

  • временная (лицо возвращается в иностранное государство по окончании процесса);

 

  • транзитная (передача через территорию Казахстана третьей стране).

 

Депортация, в отличие от экстрадиции, не связана с уголовным преследованием. Это административная мера — выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за нарушение миграционного режима (просроченная виза, незаконная трудовая деятельность и т.п.).

 

Почему в экстрадиции могут отказать

 

Существует ряд причин, по которым государство может отказать в экстрадиции. Основания для отказа содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РК, законе «О беженцах» и других нормативных актах, а также в Конвенции ООН о статусе беженцев, к которой Казахстан присоединился в 1999 году.

 

Экстрадиция не допускается, если:

 

  • лицо является гражданином Казахстана, а договор с запрашивающей стороной не предусматривает выдачу граждан;

 

  • деяние, из-за которого запрашивается экстрадиция, не является преступлением по законам Казахстана;

 

  • за преступление не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;


  • лицу предоставлено политическое убежище в РК;

 

  • по делу уже есть вступивший в силу приговор либо дело прекращено;

 

  • истек срок давности или имеются иные законные основания для отказа от преследования;

 

  • есть реальная угроза пыток, жестокого обращения, либо преследования по признакам расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к социальной группе или политическим взглядам;

 

  • преступление относится к категории частного обвинения (например, клевета), если иное не предусмотрено международным договором;

 

  • речь идёт о воинском преступлении, не подпадающем под международные обязательства РК;

 

  • запрашивающая сторона не предоставила необходимых материалов для принятия решения;

 

  • выдача противоречит международным договорам, участником которых является Казахстан;

 

  • существуют иные основания, предусмотренные международными соглашениями.

 

Кроме того, в экстрадиции может быть отказано, если преступление было совершено на территории Казахстана или направлено против его интересов, даже если оно произошло за рубежом.

 

Также есть страны, где институт экстрадиции отсутствует в правовой системе либо применяется крайне ограниченно. По данным Interpol Law Firm и международных правовых баз, в числе таких стран — Бутан, Израиль, ОАЭ, Великобритания, Острова Кука, Ниуэ, Сахарская Арабская Демократическая Республика, частично признанные Косово и Турецкая Республика Северного Кипра.

 

Впрочем, даже в этих странах возможна передача преступников, если соблюдены все юридические формальности и отсутствуют политические риски.


С кем у Казахстана заключены соглашения

 

По данным Генеральной прокуратуры, Казахстан на сегодняшний день подписал 24 двусторонних соглашения о выдаче преступников — с такими странами, как Монголия, Литва, Китай, Кыргызстан, Южная Корея, Индия, ОАЭ, Иран, Испания, Венгрия, Болгария, Румыния, Италия, Сербия, Саудовская Аравия, Вьетнам, Иордания, Бразилия, Украина, Северная Македония, Кипр, Катар, Перу, Марокко.

 

Если соглашения нет, запрос может быть удовлетворён на принципах взаимности — то есть при наличии согласия обеих сторон.

 

Громкие случаи экстрадиции и отказов

 

Одним из самых наиболее известных случае возврата преступников из-за рубежа было дело экс-главы Агентства по статистике Анар Мешимбаевой. Чиновница была обвинена в хищении более 5 млн долларов и покинула страну в 2009 году. В 2013-м её экстрадировали из России в Казахстан.

 

Руководитель строительной компании «Какаду» Мирхат Алимбетов, подозревавшийся в обмане дольщиков на сумму около 3 млн долларов, бежал в ОАЭ. В 2016 году он был экстрадирован в Казахстан.

 

Бывший председатель правления АО «Наурыз банк»Уразалы Ержанов подозревался в хищении 3,5 млрдтенге. Его задержали в РФ, и в 2011 году он был экстрадирован в Казахстан.

 

Но были и случаи, когда нашим властям, несмотря на все усилия, так не удалось вернуть беглецов из-за границы. К примеру, в 2009 году против председателя правления «БТА Банка» Мухтар Аблязов было возбуждено дело о хищении около 5 миллиардов долларов. Аблязов покинул страну, жил в Великобритании, затем перебрался во Францию. В 2015 году суд Экс-ан-Прованса постановил экстрадировать его в Россию, у которой также имелись претензии к банкиру. Однако после длительной юридической борьбы в 2016 году Государственный совет Франции отказал в экстрадиции, посчитав, что Россия может потом выдать его Казахстану, где его якобы преследуют по политическим мотивам.

 

В апреле 2025 года в Черногории была задержана основательница фонда «НеМолчи» Дина Тансари (Смаилова), разыскиваемая в Казахстане по делам о распространении ложной информации, нарушении неприкосновенности частой жизни, мошенничестве. Однако суд Черногории отказал в экстрадиции в связи с отсутствием договора об экстрадиции между двумя странами. Сейчас Смаилова находится на свободе, в будущем местный суд рассмотрит ее прошение о предоставлении убежища.

 

Автор Данияр Садвакасов

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
Что известно о новом акиме Алматы

Сегодня президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении акимом города Алматы Дархана Сатыбалды. Он сменил на на этом посту Ерболата

 
 
В Алматы ожидается смена акима

Завтра, 24 мая 2025 года, в 12:00 состоится внеочередное заседание маслихата Алматы VIII созыва, сообщается на официальном сайте ведомства.

 
 
bottom of page