В Алматы обсуждают введение платы за въезд в центр города
- Свидетель.kz

- 15 авг.
- 3 мин. чтения

Как уже сообщалось, на рассмотрении алматинского городского маслихата находится проект решения по введению особых экологических требований к охране атмосферного воздуха в пределах города Алматы. Документ опубликован на портале «Открытые НПА» для общественного обсуждения, которое пройдёт до 20 августа.
Что предлагают
Рассматриваемый нормативный акт содержит:
Специальные экологические нормы и критерии, формирующие правовую базу для охраны атмосферного воздуха в крупнейшем городе Казахстана.
Устанавливает особые экологические требования к автомобилям, въезжающим в зоны с пониженным уровнем загрязнения воздуха. Предполагается, что оплата будет осуществляться через информационную систему «Чистый город».
При этом продолжительность нахождения транспортного средства на территории двора или парковки не будет влиять на стоимость въезда в зону. Она определяется в зависимости от экологического класса автомобиля.
От оплаты освобождаются специализированные автомобили, относящиеся к экстренным и оперативным службам.
Оплату предлагают производить ежемесячным списанием средств с депозитного счёта, либо ежедневным начислением с обязательной оплатой в течение 7 дней, либо приобретением месячного абонемента после успешного техосмотра.
Для граждан предусматривается месячный абонемент, если они зарегистрируются в информационной системе «Чистый город» и успешно пройдут технический осмотр.
Для получения абонемента тем, кто проживает за пределами Алматы, но работает в нем, необходимо предоставить документы, подтверждающие законное право заниматься предпринимательской или трудовой деятельностью в городе.
Чтобы зарегистрироваться в системе «Чистый город», нужно создать личный кабинет и внести минимальный взнос. При оплате за три месяца вперёд предусматривается скидка в размере 10%.
Ранее «Свидетель» писал о том, что в Казахстане периодически возникают идеи улучшения экологической обстановки в городах. Так, в 2020 году было озвучено предложение сделать одно воскресенье в месяце днём без автомобиля. Об этом было заявлено в рамках заседания Общественного совета по улучшению качества воздуха в Алматы.
Тогда планировалось ограничиться одним днём в месяц, точнее, первым воскресеньем, и не во всём городе, а только в историческом центре. Позже акцию хотели проводить еженедельно и, естественно, расширить запретную зону. Но на практике дальше обсуждений дело не пошло.
Мировой опыт
Широкого распространения в мире данная мера не получила. Городов, в которых действуют подобные правила, немного.
В Лондоне плату за въезд в центр ввели в 2003 году. Камеры видеонаблюдения считывают номер автомобиля, после чего регистрируется факт въезда.
Стоимость в рабочие дни с понедельника по пятницу с 7:00 до 18:00 составляет от 10,5 фунтов стерлингов для зарегистрированных пользователей на сайте с автоматической системой оплаты до 14 фунтов стерлингов для тех, кто оплачивает въезд на следующий рабочий день по телефону или через интернет.
Для жителей домов, расположенных в зоне действия системы, действует постоянная скидка в размере 90%.
В Сан-Франциско платным является въезд в город по мосту Золотые Ворота. Стоит 6 долларов для легковой машины и 42 доллара – для грузовой. Плата взимается автоматически с помощью специальной электронной метки, прикрепляемой на авто. Оплата может быть произведена также с помощью банковской карты.
Платный въезд в центр Стокгольма действует с 2007 года. Стоимость проезда в обе стороны составляет от 10 до 20 шведских крон в зависимости от времени суток. За безлимитный проезд в течение дня необходимо заплатить 60 крон. Оплата производится после фиксации номера автомобиля с помощью камер. В будние дни плата взимается с 6:30 до 18:30.
Сбор за проезд в центр Милана введён в 2012 году. Стоимость составляет 5 евро. Грузовым автомобилям въезд запрещён. Камеры фиксируют номер автомобиля, после чего автоматически начисляется плата. Также есть возможность заранее приобрести талон и отправить код с него по СМС.
Цены на въезд в платную зону, как правило, устанавливают на высоком уровне, чтобы стимулировать водителей реже в неё въезжать. Поэтому внедрение этого метода часто сталкивалось с проблемами.
К примеру, в Стокгольме власти перед этим провели городской референдум и выделили около 500 миллионов евро на модернизацию общественного транспорта. Система какое-то время работала в тестовом режиме. В Милане платный въезд в центр ввели только со второй попытки.
Последствия
Кроме того, что снижается автопоток в центре города, собираемые средства идут на охрану окружающей среды мегаполисов, их благоустройство и улучшение дорожной инфраструктуры, что предполагается и в Алматы. Однако как данную инициативу оценят алматинцы на фоне грядущего в следующем году повышения налогов и стоимости коммунальных услуг –большой вопрос.
К этому стоит добавить, что широкого применения в мире данная практика не возымела. А некоторые города после введения платного въезда в центр и вовсе отказались от этого из-за негативной реакции жителей. К примеру, в Гонконге систему отменили в 1985 году. То же самое после двух лет эксплуатации (2003–2005) сделали в Эдинбурге (Шотландия).
Альтернатива
В некоторых странах власти используют другие методы снижения трафика в исторических районах городов. В Австралии и Дании, к примеру, действует единый налог за километр пробега, который рассчитывается на основе данных GPS-трекера каждого автомобиля, что заменяет все сборы, связанные с автотранспортом.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ




