top of page

В Жамбылской области сотрудники полиции посоветовали уполномоченной по правам детей самой написать заявление на мужчину, который «схватил и тряс» ребёнка в их присутствии

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 17 окт.
  • 3 мин. чтения

Сегодня уполномоченная по правам детей в Казахстане Динара Закиева рассказала на своей странице в фейсбуке о проведённой совместной с госорганами работе в Жамбылской области по «изучению качества реализации принятых законов и системы профилактики нарушения прав детей, насилия, буллинга, суицида и преступности среди несовершеннолетних».


По словам Закиевой проверка показала, что ситуация в области с безнаказанностью за преступления в отношении детей, а особенно «равнодушие и игнорирование происходящего среди детей в школах», остаётся острой.


В некоторых школах Жамбылской области дети занимаются вымогательством, применяют электрошокеры, а «девочки ходят в страхе стать жертвами сексуального насилия».


«Совместно с МВД провела в школах, расположенных как в районных центрах, так и в сельской местности, встречи и анонимные опросы среди детей, а также изучила их ответы на анкеты, проводимые психологами в рамках внедренной единой программы диагностики буллинга, насилия, суицидальных рисков. Однако, несмотря на положительные ответы на вопросы о травле, вымогательстве и других противоправных действиях в анкетировании психологов, руководство школ в итоговой справке искажают данные и указывают 0%», - написала омбудсмен.


Закиева приводит в пример ситуацию, сложившуюся в школах района Шу:


«Девятиклассники пишут, что вымогательство с избиениями, применение электрошокеров, кастетов – это повсеместное явление и происходит практически в каждом классе. Девочки пишут, что ходят в страхе стать жертвами сексуального насилия».


Не лучше обстановка и в школах Кордайского района:


«Дети 5, 7, 9 классов пишут о «системе» и дедовщине в школьной среде, принуждении старшеклассниками покупать для них продукты, соки, о том, что их избивают дети постарше, бросаются камнями, девочки выдирают друг другу волосы. А в некоторых школах этого района дети писали о том, что учителя поднимают на них руки, бросают в них предметы, подвергают буллингу».

 

Закиева также упомянула о трагическом случае в Таразе:


«В сентябре произошла гибель ребёнка в туалете, несмотря на то что в прошлом году в ходе проведения психологами диагностики дети сообщали о вымогательстве и буллинге, работа не была проведена, меры реагирования не приняты. Такая же картина с вымогательством, избиениями, в том числе учеников 11 класса в отношении учеников 9-го, буллингом со стороны учителей, плохим эмоциональным состоянием учащихся наблюдается и в других школах города, в которых было проведено изучение ситуации».


По данным детского омбудсмена, по 14 фактам завершенных суицидов в области за 9 месяцев этого года – «в 7 случаях детей можно было спасти»:


«Так как у детей ранее были выявлены суицидальные риски, а также дети находись в зоне риска, но остались не услышанными, помощь им не оказали. При этом один из последних случаев незавершенных суицидов связан с применением силы в отношении мальчика со стороны старшеклассников. По информации прокуратуры области, более 200 случаев буллинга и вымогательства среди подростков было выявлено специальной межведомственной мобильной группой в школах Байзакского и Жамбылского районов. И это цифры только по двум из десяти районов области».


Как пишет Закиева, можно сделать вывод, что «дети не чувствуют себя защищёнными в области»:


«К сожалению, такая ситуация уже не вызывает удивления, учитывая ТО, КАК полиция области реагирует на преступления против детей.

Так, например, несмотря на наличие фотографий с синяками и побоями на теле 8-летней девочки (согласно материалам, в результате нанесения травм отчимом с использованием ремня), дело закрыли, оставив ребёнка в опасности. Ребёнок уже запуган, отмечая в беседе, что ей нельзя ничего говорить. Мы встречались с пострадавшей девочкой два раза».


При этом, по утверждению Закиевой, в первую встречу с девочкой, «отчим, схватив ребенка за шиворот, тряс ее и в целом проявлял агрессию в присутствии четырех сотрудников полиции, в том числе заместителя начальника МПС, которые просто наблюдали за происходящим»:


«Когда же я обратила их внимание на то, что агрессор совершает противоправные действия в отношении ребенка и уже нарушает закон у них на глазах, сотрудники полиции порекомендовали мне написать заявление», - отмечает Закиева.


Ещё в одном упомянутом случае, в начале октября, после обращения ребёнка, учащегося 4-го класса, о том, что над ним издевается отчим, полиция выписала защитное предписание, также оставив ребёнка в том же доме вместе с агрессором.


Только после того, как региональный уполномоченный настоял на проведении комиссии, маму с детьми поместили в кризисный центр, но дело все равно прекратили.


«Завершением картины того, что происходит в области с преступлениями в отношении детей, являются слезы девочки, которая годами с 7 лет подвергалась изнасилованию со стороны дяди и брата. Обливаясь слезами, она сказала мне, что не верит в справедливость после того «КАК» с ней «поговорила» следователь, хотя расследование ещё в процессе. В результате только после нашего обращения в прокуратуру области и МВД дела по вышеуказанным двум фактам возобновлены», - написала Закиева.


Закиева подчёркивает: по области только 29% дел дошло до суда:


«Уверена, что причины во многом связаны с необеспечением полноты следствия и халатностью сотрудников».


Отметила омбудсмен и работу ИДН области:


«На 154 сотрудника ИДН имеется всего 15 машин при расстоянии между некоторыми селами до 80 км, куда инспектора ездят за собственный счет на такси».


В завершении Закиева заявила, что решения и программы принятые за последние два года, не должны «остаться на бумаге»:


«По всем системным и частным проблемам, выявленным нами в каждом регионе, проводится работа с администрацией президента, центральными уполномоченными органами и акиматами».



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page