В Казахстане аварий, в которых гибнут дети, стало больше. Можно ли с этим что-то сделать?
- Ayel

- 4 июн.
- 4 мин. чтения

2 июня, на следующий день после празднования Дня защиты детей в Астане маршрутный автобус, в котором, в том числе, находились дети, въехал в опору с дорожными указателями.
Tengrinews.kz сообщал, что после осмотра врачами пятеро пострадавших отправлены на амбулаторное лечение, но одной девочке 2017 года рождения ампутировали ноги.
Руководительница фонда «Коргау Астана» Анна Рыль, считает, что то, что произошло в Астане — «не просто авария, а трагедия».
«Первый вопрос - что будет дальше с ребенком, какая помощь будет оказана семье девочки? Второй вопрос - за последние полтора года в Астане произошло десятки аварий с участием общественного транспорта. Когда эта ситуация разрешится?», - написала Анна Рыль у себя на странице в фейсбуке.
Рыль вспомнила несколько случаев, когда после тяжелых последствий для здоровья, пострадавшие в авариях не получили компенсаций:
«Я не могу не вспомнить случай шестилетней давности — 2019 года, когда в Астане столкнулись три автобуса. Тогда пострадало 35 человек, 2 человека погибли, 23 были госпитализированы. Среди них — молодая женщина из Филиппин. У неё было внутреннее кровотечение и разрыв селезёнки. Врачи провели сложнейшую операцию, спасли ей жизнь, и последствий для здоровья почти удалось избежать. Но поскольку она была иностранкой, с неё потребовали оплату за лечение.
Я тогда лично вела переговоры с автобусным парком. В итоге расходы на лечение покрыли, но никакой компенсации за причинённый вред здоровью и потерю дохода она не получила. Никто даже не считал нужным это обсуждать. Я не знаю, изменилась ли ситуация сейчас — но трагедия с маленькой девочкой показывает, насколько хрупка система».
Также Анна Рыль привела статистику:
«За 2024 год по официальным источникам, по вине водителей автобусов произошло 49 дорожно-транспортных происшествий и только в черте города Астана. Вот некоторые из них:
Февраль 2025 года – автобус въехал в столб. Пострадали 15 человек, четырем потребовалась операция, 21 февраля 2024 года – автобус врезался в припаркованный грузовик. В салоне находилось 25 человек. Несколько получили травмы, 27 августа 2024 года – наезд автобуса на пешехода на переходе по ул. Сыганак. Женщина погибла на месте. 8 и 12 ноября 2024 года – в двух разных инцидентах пострадали пешеход и пассажиры, в том числе несовершеннолетний. 26 июля 2024 года – столкновение автобуса №52 с легковым автомобилем. Пострадала женщина с черепно-мозговой травмой. 9 сентября 2024 года – авария с участием двух пассажирских автобусов.
Эти цифры и истории — не просто статистика. Это повод для общественного обсуждения, для реформирования системы контроля и компенсации пострадавшим, особенно если речь идёт о детях».
По информации Informburo.kz, пострадавшей девочке должны выплатить 5000 МРП – 19,6 млн тенге страховки.
Как сообщили в пресс-службе СК «Евразия», пострадавшие в ДТП с автобусом в Астане могут обратиться за страховыми выплатами. По данным компании, водитель автобуса был застрахован:
«По закону об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами страховому возмещению подлежит вред, причинённый жизни и здоровью, включая временную или постоянную утрату трудоспособности».
Пострадавшие также могут рассчитывать на компенсацию фактических затрат на амбулаторное или стационарное лечение. Правда в размере не более 200 МРП – 786 тысяч тенге.
Безопасность улиц в городах Казахстана остается острой большой проблемой.
Страна, как писало информационное агентство КазТАГ, занимает 3-е место по смертности в ДТП (126,8 случаев на 1 млн жителей).
Лишь 29% дорог соответствуют международным стандартам безопасности.
Кроме того, напомним, в прошлом году были смягчены требования для водителей автобусов.
«Для решения вопроса повышенного спроса на водителей категорий «Тb» и «D» смягчены требования для разрешения управления автотранспортными средствами с 23-летнего возраста. Также сокращен стаж работы водителем до трех лет, к подкатегории «D1», не менее одного года», – сообщал zakon.kz.
Во время обсуждения законопроекта в Парламенте представители Министерства внутренних дел заверили, что уменьшение требований к водителям автобусов не окажет отрицательного влияния на безопасность пассажиров. Вице-министр Марат Кожаев приводил статистику о том, что количество аварий с участием общественного транспорта в стране снизилось на 57 процентов.
В прошлом году Казахстан установил антирекорд по детской смертности на дорогах.
Согласно данным Генеральной прокуратуры, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях за 2024 год в Казахстане, увеличилось на 133,7 процента.
Если в 2023 году в ДТП пострадали 4 342 ребёнка, то в 2024-м – уже 10 149. Зарегистрировано более 8,5 тысяч ДТП с участием детей. Еще более тревожна и статистика по смертности: 328 детей погибли на дорогах. Это в три раза больше, чем годом ранее.
В феврале депутат Нурлан Бекназаров, выступая во время заседания круглого стола, заявлял, что ситуация в стране «требует комплексных мер по разработке современных методов обеспечения дорожной безопасности».
По его словам, необходимо «совершенствование законодательства, усиление ответственности, повышение эффективности государственного контроля и улучшение качества подготовки водителей».
Мир
Дорожно-транспортные происшествия – остаются основной причиной смерти детей и молодежи в возрасте от 5 до 29 лет. Каждую минуту в мире в результате ДТП в мире погибает два человека.
ООН отмечало: снизить смертность из-за ДТП более чем на 50 процентов удалось лишь десяти странам. Среди них – Беларусь, Дания, Япония, Литва, Норвегия, Россия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла. Еще 35 стран добились заметного прогресса, сократив смертность на 30–50 процентов.
В глобальном докладе ВОЗ говорится, что самое большое число случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий – 28 процентов – пришлось на регион Юго-Восточной Азии, а самое маленькое – 5 процентов – на Европейский регион.
Девять из 10 смертей происходят в странах с низким и средним уровнем дохода, и смертность в этих странах непропорционально выше, если сравнивать этот показатель с количеством транспортных средств и дорог. Так, риск смерти в результате ДТП в странах с низкими доходами в три раза выше, чем в странах с высокими доходами, при том, что на бедные страны приходится лишь 1 процент автомобилей в мире.
53 процента всех погибших в результате дорожно-транспортных происшествий – это те, кого относят к категории «уязвимых участников дорожного движения», включая пешеходов (23 процента погибших), водителей двухколесных или трехколесных транспортных средств, таких как мотоциклы (21 процент погибших), велосипедистов (6 процентов погибших) и пользователей микромобильных устройств, таких как электронные самокаты (3 процента погибших).
Исследования показывают, что 80 процентов дорог в мире не соответствуют стандартам безопасности пешеходов и только 0,2 процента имеют велосипедные полосы. И лишь четверть стран проводит политику, поощряющую ходьбу, езду на велосипеде и использование общественного транспорта.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz



