Все цвета радуги
- Политпросвет.kz

- 6 часов назад
- 7 мин. чтения

Представители ЛГБТК+ во власти в разных странах мира
На днях сенат одобрил в первом чтении законодательные поправки, запрещающие «распространение информации, содержащей пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации и педофилии». То, что решение было принято быстро и единогласно, позволяет совершенно определенно оценивать позицию казахстанских парламентариев в чрезвычайно противоречивом и дискуссионном вопросе об отношении к сообществу ЛГБТК+ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры, квир, и другие идентичности обозначаемые знаком +). Депутаты настаивают, что права секс-меньшинств ущемляться при этом не будут, так как это прямо противоречит Конституции.
- Это не запрет на существование людей с иной идентичностью, а стремление ограничить навязывание чуждого нашему обществу образа жизни, - заявлял ранее мажилисмен Никита Шаталов.
Поправки вызвали резкую критику у международных правозащитных организаций - как «профильных», таких как Международнаяассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, транс- и интерсекс-людей, так и пользующихся внушительным авторитетом Human Rights Watch и экспертного сообщества ООН.
Пока нарушителям грозят штрафы и административный арест до 10 суток. Как будут работать поправки на деле, и не станет ли это началом «охоты на ведьм» по аналогии с современной Россией, покажет время. А вообще гомосексуальность и трангендерность вызывали споры и конфликты с начала истории человечества. Но поскольку на виду всегда находятся люди,стоящие у кормила власти, именно они преимущественно попали в наш обзор.
От египетских маникюрщиков до «священного отряда»
Вероятно, первым официальным упоминанием гомосексуалистов в мировой истории являются надписи на гробнице придворных маникюрщиков египетского фараона Нианххнума и Хнумхотепа, датированные примерно 25 веком до н. э. При исследовании усыпальницы выяснилось, что мужчины были погребены держащимися за руки и крепко обнимаясь, прикасаясь при этом друг к другу носами. Над входом в гробницу была выбита надпись «Вместе в жизни и вместе в смерти». Впрочем, гомосексуальные отношения в древнем Египте отнюдь не табуировались и проникли даже в божественную сферу. Мифы о богах Сете и Горе носят ярко выраженный гомоэротический характер. Предосудительным считалось лишь занимать в гомосексуальных контактах пассивную роль. Эта же парадигма сохранилась и в древних Элладе и Риме.
У древних греков однополая любовь не считалась чем-то выходящим за рамки. Даже боги Олимпа были замечены в нетрадиционных половых связях. Наиболее распространенным типом отношений были связи взрослых (часто женатых) мужчин и юношей, причем сексуальная составляющая в этих отношениях часто носила второстепенный характер, а на первый план выдвигалась концепция воспитания и дружбы. Из известных греков, замеченных в гомосексуальных отношениях,можно назвать поэтессу Сапфо с острова Лесбос, философов Платона, Сократа и известного своими апориями Зенона.
Не редкостью гомо- и бисексуалы были и в политической и военной верхушке. Афинский стратег Алкивиад, спартанские цари Павсаний, Агесилай II, Архидам III, фиванский беотарх и основатель античной полководческой школы Эпаминонд и множество других. Эпаминонд известен и тем, что нашел применение в своих сражениях так называемому «священному отряду» состоящему из 150 пар любовников. В битвах под Тегирами и при Левктрах этот отряд дважды опрокинул в рукопашной схватке хваленных спартанских гоплитов. Александр Македонский был практически открытым бисексуалом и, несмотря на то, что был трижды женат, не скрываясь, жил со своим фаворитом Гефестионом.
В бисексуальности подозревали и Гая Юлия Цезаря, и не без некоторых оснований. Сам он, как это принято у современных политиков, не подтверждал, но и не опровергал эти слухи. Вопреки распространенному мнению, однополые отношения в Риме не имели широкой социальной почвы и даже преследовались в уголовном порядке. Это не мешало принцепсам Калигуле, Тиберию,Нерону и императору Адриану выставлять напоказ своих любовников обоих полов.
По крайней мере с VI века до н.э. до нас дошли описания гомосексуальных отношений в древнем Китае. Гомоэротика считалась в придворных кругах признаком утонченности и изысканного вкуса. В дошедшей до нас новелле «обрезанный рукав» император из династии Хань Ай-ди обрезал свой рукав, чтобы не разбудить своего любовника ДунСяна, заснувшего на его руке. Во многом перенявшие китайскую культуру японцы унаследовали и гомосексуальную культуру, особо распространенную в аристократических кругах, и так называемую наншоку (мужские цвета).
С утверждением христианства в средние века однополые отношения были строго табуированы и жесточайшим образом преследовались. Для инквизиции, помимо ереси, прямым основанием для смертной казни считалась содомия. В которой,в частности, был обвинен Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле. Вместе со всеми своими соратниками он был сожжен на костре в 1314 году.
Впрочем, это не помешало монархам христианской Европы, таким, например, как английский король Эдуард II, открыто иметь своих фаворитов. В гомосексуализме подозревали даже нескольких Римских Пап, в частности Павла II (1464-71), однако прямых доказательств этого нет.
Политики и главы государств Западной Европы
«Я гей, и это ок» - с таким предвыборным лозунгом выступил член Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Клаус Воверайт, выдвигаясь на пост губернатора Берлина в 2001 году. Победив на выборах, он стал самым популярным политиком страны, а его остроумные высказывания были разобраны на мемы. Он открыл эпоху каминг-аутов, которые стали в современной Германии обыденностью.
Открытых геев и лесбиянок немало в высших эшелонах власти - мэр Гамбурга Оле фон Бойст, министр иностранных дел Гидо Вестервелле, министр здравоохранения Йенс Шпан и даже сопредседатель фракции крайне правой партии«Альтернатива для Германии» в бундестаге Алис Вайдель.
Тем не менее гомофобия в политическом поле все еще существует, став особенно актуальной после победы на парламентских выборах 2025 года консервативного блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) и правой партии «Альтернатива для Германии». Левые депутаты Бундестага жалуются на гомофобию в парламенте. Так, федеральный канцлер Фридрих Мерц поддержал свою коллегу по партии председателя Бундестага Юлию Кекнер, которая отказалась вывешивать радужный флаг над зданием парламента. «Бундестаг - не цирковой шатер», - заявил он.
В остальной Европе позиции представителей ЛГБТК+ в высших эшелонах власти сейчас сильны как никогда. Заявивший о своей гомосексуальности еще в 2014 году Эдуард Ринкевич в 2023-м был избран президентом Латвии.
А 9 января 2024 года президент Франции Эмманюэль Макрон назначил премьер-министром 34-летнего Габриэля Атталя, гражданским мужем которого является глава президентской партии Renaissance («Возрождение») Стефано Сежурне. Злые языки утверждают, что именно «мужу» молодой политик обязан своим быстрым взлетом к вершинам политического Олимпа.
В целом в течение последних двух десятилетий представители секс-меньшинств не раз занимали руководящие посты и становились главами государств и правительств в Европейском Союзе. В 2010 году премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель сыграл свадьбу с бельгийским архитектором Готье Дестене, став первым действующим главой правительства, заключившим однополый брак.
С июня 2017 года по март 2024-го пост премьер-министра Сербии занимала открытая лесбиянка Ана Брнабич. Но в стране с очень напряженной гомосексуальной повесткой она так и не решилась открыто выступить за расширение прав и свобод секс-меньшинств и даже не выдвигала требование легализовать запрещенные в стране однополые браки. В феврале 2019 года в семье Брнабич родился сын, которого с помощью процедуры ЭКОвыносила партнерша Аны - доктор Милица Джурджич.
Открытый гей Лео Варадкар дважды занимал пост премьер-министра Ирландии, а главой правительства Исландии с 2009 по 2013 год была Йоханна Сигурдардоттир, официально зарегистрировавшая брак с журналисткой Йониной Леосдоуттир.
Число геев и лесбиянок, занимавших и занимающих посты глав федеральных земель и других должностей второго эшелона, исчисляется десятками.
В США есть только два пола
В Соединенных Штатах в 2020 году было зафиксировано рекордное число политиков-представителей ЛГБТК+, пробившихся на разные должности во всех ветвях власти. Согласно отчету Out For America - 2020, их насчитывалось 843 человека, что на 102% больше, чем в 2016 году.
Но победивший на выборах в 2024 году Дональд Трамп в своей инаугурационной речи провозгласил, что в США будут признавать только два пола. И это несмотря на то, что в стране насчитывается около 1,3 млн трансгендеров, чья идентичность теперь не будет признаваться. В частности, Трамп своим указом запретил им служить в армии США. В последние годы сложилась ситуация, когда ЛГБТК-повестку продвигают преимущественно демократы, а республиканцы выступают против однополых браков и смены пола. Впрочем, разногласия не мешают представителям обеих партий с нетрадиционной сексуальной ориентацией активно участвовать на выборах и часто одерживать на них победы.
На выборах 2024 года представители ЛГБТК-сообщества впервые были избраны во всех штатах США, причем победу одержали 70% из числа баллотировавшихся геев и лесбиянок. Сара Макбрайд из Делавэра стала первой трансгендерной женщиной, получившей место в Конгрессе США, а всего там насчитывается 12 представителей ЛГБТК. Тэмми Болдуин осталась единственным представителем ЛГБТК в Сенате после того, как сенаторы Кристен Синема и Лафонза Батлер отказались от переизбрания. Всего же с 1 января 2025 года в разных органах власти работают 1400 открытых геев, лесбиянок и трансгендеров. Очевидно, что ставка Трампа на традиционные консервативные ценности пока не сыграла.
В целом в мире прорыв политиков с нетрадиционной ориентацией и гендерной идентичностью стал если не трендом, то обычной рутиной. Можно предположить, что с распространением либеральных ценностей и демократических режимов в политическую элиту они стали проникать просто исходя из статистической вероятности. Сколько всего в мире насчитывается представителей ЛГБТК+, подсчитать пока не представляется возможным. Цифры варьируются от 4 до 10%. Такой разброс связан с разной методикой подсчетов, неточной выборкой, возрастными различиями. Кроме того, многие из опрошенных бояться открыто заявить о своей сексуальной идентичности.
Согласно глобальному опросу, проведенному организацией LGBT+ PRIDE в 27 странах в 2021 году, 80% опрошенных идентифицировали себя как гетеросексуалы, 3% как геи и лесбиянки, 4% назвали себя бисексуалами, а еще 3% причисляли себя к разным экзотическим группам, таким как пансексуалы, асексуалы, омнисексуалы и др. Еще 11% затруднились с ответом. Среди миллениалов и поколения Х процент причисляющих себя к ЛГБТК значительно выше, чем у старших поколений. Высок разброс и по странам. Так, в Бразилии, Испании, Канаде и Нидерландах геями и лесбиянками себя назвали 5% опрошенных, в Венгрии, Польше, Китае и Японии - около 1%, а в России - менее 1%.
Есть ли смысл в запрете пропаганды идей нетрадиционной сексуальной ориентации, по всей видимости, останется дискуссионным и спорным вопросом. В наш век тотальной информационной насыщенности ищущий да обрящет то, что он хочет найти, несмотря на все запреты и блокировки. Очевидно также, что придерживающаяся традиционных ценностей часть общества, составляющее его подавляющее большинство, будет к такой пропаганде равнодушна, или, по крайней мере, не открыто враждебна. Так стоило ли депутатам разных стран ломать копья из-за такой не самой актуальной повестки? Не лучше ли потратить свое время и энергию на решение задач, действительно волнующих людей, вне зависимости от их сексуальных интересов и предпочтений?
Автор Алькен Кенжебаев
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz



