top of page

Второгодник – уже миф или всё ещё реальность школ?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 28 мая
  • 2 мин. чтения

ree


Скандал с отчислением ученика из НИШ не утихает. Сегодня, как пишут казахстанские СМИ, руководство школы заявило, что их «позиция неизменна» и школьник всё же исключён. Его уже перевели в государственное общеобразовательное учреждение.


Теперь ученик должен будет заново отучиться в 11-ом классе.


В советские годы остаться на второй год считалось настоящим позором – детей пугали этим так же часто, как и профессией «дворника».


Изменилось ли что-то с тех пор?


Немного истории


В начале XX века в Российской империи и в первые годы Советского Союза на второй год оставляли довольно часто. Например, как пишет Коммерсантъ, в 1893 году в земских четырехклассных школах Московской губернии насчитывалось 21,2% второгодников, а в 1911 году — 18,2%. В гимназиях этот показатель достигал 25%, и каждый третий из них оставался на второй год дважды.


После Гражданской войны отношение к второгодничеству изменилось. В 1927 году XIII Всероссийский съезд Советов поручил правительству принять меры для снижения этого явления, так как высокий процент второгодников ложился тяжелым бременем на бюджет отделов народного образования.


В начале 1950-х годов в начальных классах советских школ на второй год оставляли 8–10% учеников.


Однако в конце 1950-х годов Министерство образования начало создавать специальные школы для таких детей, и учителя стали нести ответственность за процент второгодников. В результате к середине 1960-х годов этот показатель снизился до 2%, а к концу 1970-х — до менее 1%.


В 1968 году по результатам экзаменов в 9–11 классах дневных школ на второй год было оставлено 128 тысяч учеников, что составляло 3,1% от общего числа.


Мировая практика


В США в 2004 году 9,6% молодежи в возрасте 16–19 лет хотя бы раз оставались на второй год. Однако с 1995 года этот показатель снизился с 16,1% до 9,6%. В последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению этой практики.


В странах ОЭСР средний уровень оставления на второй год среди 15-летних учеников составляет 10,6%. Однако показатели сильно варьируются: в Испании более 30% учеников хотя бы раз оставались на второй год, в то время как в странах Скандинавии эта практика практически отсутствует.


В Латинской Америке уровень оставления на второй год также высок. Например, в начальной школе около 10% учеников повторяют 1-й и 2-й классы, а 8% — 3-й и 4-й. В среднем, ученик, посещающий школу 7,2 года, завершает только 6 лет обучения.


В современном мире, на первый взгляд, «второгодник» – явление феноменальное.


В России, согласно статье 58 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ученик может быть оставлен на повторное обучение при наличии академической задолженности и лишь с согласия родителей. Исключение составляют 4, 9 и 11 классы, где переход на следующую ступень невозможен без освоения предыдущей программы.


В Казахстане, согласно действующим нормативным актам, ученики 2–8 (9) и 10 (11) классов, получившие годовую оценку «2» по трём и более предметам, подлежат оставлению на повторный год обучения.


Школы, тем не менее, редко прибегают к этой мере.


Вместо этого, как пишет zakon.kz, учащимся предоставляется возможность пересдать предметы или пройти дополнительное суммативное оценивание до начала нового учебного года. Только в случае повторного получения неудовлетворительной оценки ученик может быть оставлен на второй год обучения.


Учащихся первых классов также не оставляют на второй год без особых оснований. Это возможно по согласованию с родителями или законными представителями и по заключению психолого-медико-педагогической консультации. 



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page