Дети Арбата по-казахстански: как блогеры используют подростков для «вирусных роликов»
- Ayel

- 8 окт.
- 4 мин. чтения

Социальные сети проникли во все сферы жизни и ежедневно генерируют терабайты контента. Чтобы выделиться среди всех, блогеры придумывают новые форматы, вовлекая в свои видео все больше людей, в том числе несовершеннолетних детей. Юные казахстанцы появляются в рекламных роликах, пранках и уличных опросах без согласия родителей и без осознания последствий своего участия в таких мероприятиях. А инфлюенсеры и тиктокеры видят в них ещё один источник монетизации.
Одним из самых популярных мест «охоты» блогеров стал алматинский Арбат. Здесь взрослые авторы снимают короткие видео для TikTok и других платформ, вовлекая детей в конкурсы и мини-игры с незначительными призами в виде еды или игрушек. Дети видят в этом возможность стать популярными через «вирусный ролик».
Безобидные на первый взгляд ролики иногда заканчиваются травлей в Сети и реальной жизни. В комментариях над детьми насмехаются и буллят, что наносит серьёзный вред их самооценке и психике.
Мальчик и Daricorn
Широкий общественный резонанс вызвала история девятилетнего мальчика, который снялся в рекламном ролике блогерши Daricorn для кафе Qatty Tatty. У ребёнка поинтересовались, какая у него любимая еда,и в процессе монтажа заменили в субтитрах слово «пицца» на оскорбительное слово. Видео набрало больше 2,5 млн просмотров и стало вирусным, а ребёнка начали буллить в школе, футбольной секции и даже во дворе. Мать рассказала, что мальчик стал замкнутым, отказался посещать школу и секцию.
Для защиты прав ребёнка семья обратилась в суд, который принял решение о выплате компенсации со стороны кафе и принесении публичных извинений. Ответчик решение не признал и подал на апелляцию. Сама Дарига Нуркеева сделала выводы и принесла извинения мальчику и семье.
Эмоции напоказ
Пока изменения в законодательство не приняты, на просторах социальных сетей до сих пор «стреляют» видео с участием несовершеннолетних, в которых они выставляются в негативном свете.
Тиктокер FIRSOV опубликовал видео с алматинского Арбата, где мальчик впадает в истерику из-за популярной игрушки Лабубу, а окружающие всячески поощряют продолжение истерики.
История заканчивается тем, что мальчику дарят утешительный приз и вручают немного денег на еду. Видео набрало больше 6,4 млн просмотров, под ним множество оскорбительных комментариев.
Причём автоматическая система защиты от нецензурных и оскорбительных слов не срабатывает, поскольку комментаторы шифруют оскорбления, используя цифры и другие знаки, затрудняющие распознавание, но передающие суть.
Другой тиктокер под ником @heydemid (117 тысяч подписчиков) залетел в рекомендации платформы с роликом (почти 2 миллиона просмотров), где он интересуется у девочек-подростков их весом, затем предлагает проверить «ответы» на весах и в случае совпадения выдать приз. Вес, разумеется, чаще всего оказывается выше названного, ведь правильные измерения делаются утром на голодный желудок и без одежды – к тому же вес у любого человека колеблется в течение суток, в зависимости от съеденного и выпитого. Но блогер, увидев на весах «не те цифры», не скрывает радости и интересуется у девочек:
«Почему некоторые парни врут про свой рост, а девушки врут про свой вес?».
Несмотря на то, что в комментариях большинство интернет-пользователей отметили некорректность подобных опросов, нашлись и те, кто написал:
«Люблю видео, в которых унижают».
«Красава, брат, выставляешь самый главный комплекс девушек на показ».
В подобных ситуациях дети и подростки оказываются двойными жертвами – их используют как средство для набора просмотров и одновременно подставляют под шквал критики и насмешек.
Что говорит закон
Для понимания правовой стороны вопроса мы обратились к Гульмире Биржановой, руководителю юридической службы «Media Qoldau» Правового медиацентра.
По словам юриста, общее правило Гражданского кодекса статьи 145 гласит, что требования для использования изображений детей такие же, как и для взрослых, – для публикации нужно согласие. Однако это согласие должны дать родители или другие законные представители ребёнка. На практике чаще всего просят именно письменное согласие, особенно если речь идёт о рекламе или видеороликах. Но по закону согласие может быть выражено и в других формах.
Но из общего правила есть и исключения. Например: публикация изображений в СМИ. Новый Закон о масс-медиа разрешает публиковать изображения без согласия, если ребёнок участвует в публичных мероприятиях, например, культурных или спортивных. Также допускается использование изображений и в целях защиты общественных интересов, например, охраны прав и свобод граждан или обеспечения порядка. Здесь можно привести в пример случаи, когда есть общественный интерес.
Вспомним кейсы из детских садов, когда родители сами обращаются с просьбой опубликовать видео и фото, где зафиксировано нарушение прав детей.
Но при этом закон содержит и строгие ограничения. Например, запрещает распространять в СМИ персональные данные детей, а также любую информацию, по которой можно установить личность несовершеннолетних пострадавших без разрешения родителей, а в случаях, если ребёнку исполнилось 14 лет, его согласие также необходимо.
Исключение делается лишь для случаев, когда ребёнок признан судом виновным в тяжких или особо тяжких преступлениях.
Гульмира Биржанова подчёркивает, что, когда речь идёт о публикации о детях, важно не только учитывать закон, но и помнить об этике.
Даже если публикация формально разрешена законом, журналисту стоит подумать о последствиях: может ли фото или видео навредить ребёнку сейчас или в будущем? Иногда на первый взгляд безобидные материалы способны повлиять негативно в будущем.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz



