Для чего в древности использовали камчу? Спойлер: не для того, чтобы бить женщин
- Ayel

- 27 авг.
- 3 мин. чтения

На днях в казнете снова завирусилось видео с советами о том, как «правильно бить жену, чтобы она была покладистой». Как пишет Tengrinews, видео было залито в YouTube несколько лет назад, на нём мужчина в том числе объясняет, что именно поэтому с целью «воспитания женщин», «раньше в казахском шаныраке висела плеть». Мол, когда женщины видели эту плеть, то «вспоминали о покаянии» и сразу «раскаивались».
Почему на самом деле в доме каждого кочевника висела плеть и почему у казахов наряду с домброй дома хранится камча?
Известный этнограф-оружиевед Калиолла Ахметжанов в материале «Казправды» рассказывает, что казахское слово «қамшы» (камча) происходит от древнетюркского «плеть/кнут». При этом в казахской культуре этот предмет в первую очередь был неотъемлемым элементом конского снаряжения и воплощал традиции всадников, символизируя доблесть и силу батыра. Также кнут играл важную роль в шаманских ритуалах.
Всё в той же статье знаменитый этнограф Болат Бопайулы в книге «Қазақ қамшысы» отмечает, что через камчу её владелец мог выразить свои эмоции и намерения. Если он упирал плеть в бок, это означало, что разговор завершён. Если, встав на одно колено, опирался камчой о землю, это означало важное событие.
Автор добавляет, что камча была «дорогим подарком вне зависимости от возрастных и гендерных различий».
Qazaqstan Tarihy, опираясь на книгу О. Жанайдарова, «Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков», сообщает: раньше верили, что к плети, «пропитанной потом коня», боялась приближаться нечистая сила. Поэтому её вешали у изголовья молодых женщин для защиты. Подобной магической силой, по поверьям, обладали и латунные плети с рукояткой из таволги.
Бердалы Оспан в Soyle.kz добавляет, что с камчой связано много казахский традиций: Қамшы қайтару (возвращение камчи); Қамшымен жерді сабау (стегание камчой земли); Ортадағы қамшыны қолға алу (взятие камчи, лежащей посреди собравшихся); Қамшыға таяну (опираться на камчу); Қамшы үйіру (крутить камчой над головой) и другие. Каждая из этих традиций имеет свои отличительные черты.
Ссылаясь на слова учёной Багдан Момыновой, он пишет, что бросание камчи имеет разные значения.
«Всё зависело от ситуации – это мог быть и призыв к действию, и оказание сопротивления, и др. Бывало и так, что бий мог бросить камчу на середину, давая понять, кому он предоставляет слово, или же даёт знать оратору, чтобы тот прекратил свою речь. Если во время суда биев виновник кидал свою камчу на середину, это означало, что он согласен с их решением. Когда же камчу бросали резко, это говорило о готовности к противостоянию», – объясняет автор.
Конечно, в позднее время некоторые ссылались на то, что камча служит как признак власти и напоминание о послушании. Тем не менее древнее значение было более сакрализировано.
Это подтверждает писатель Канат Тасибеков, который говорит о том, что вешать камчу – не значит бить жену.
В интервью изданию «Республика» он напоминает поговорку «Қамшы бар жерде шәйтан жүрмейді»:
«У казахов есть выражение «Қамшы бар жерде шәйтан жүрмейді шайтан». Там, где есть камча, а это как у русских крест животворящий, там нет черта. Если камча в доме висит, то нечистая сила не проникает. Это оберег».
Он же напоминает, что фраза «қыз қонақ» (девочка гость) говорит об особом отношении, так как у казахов к гостям относились с уважением.
«Почему девочка гость в семье? Потому что раньше рано отдавали замуж, в 14 лет. (…) Дочь особое место занимает в сердце любого мужчины, казахи вообще чадолюбивы. Поэтому дочь никогда не заставляли работать, не должна она была печь, ткать. Если захочет, может этим заниматься, пожалуйста, если нет, то извините. Она – гость!».
Издание отмечает, что, по словам Каната Тасибекова, многое забыто из настоящих казахских традиций, и сегодня за них пытаются выдать то, чего на самом деле не было в культурном коде казахов.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz



