top of page

«Железный конь» для президента

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 15 авг.
  • 5 мин. чтения

На каких автомобилях передвигаются главы государств?

 

Положение главы государства с древнейших времен обязывает его передвигаться не на своих двоих, а на каком-либо средстве передвижения. Менялись времена и эпохи, уходили в небытие тысячи государей, президентов и премьер-министров, а потребность в статусном скакуне, богато отделанной карете или огромном бронированном автомобиле оставалась насущной.

 

К примеру, британский монарх все еще периодически ездит в карете, автопарк султана Брунея насчитывает около 7 тыс. автомобилей, а Cadillac президента США способен выдержать очередь из крупнокалиберного пулемета. Впрочем, были в современной истории президенты, которые ездили на работу за рулем собственного старенького авто или даже на общественном транспорте. Подробнее обо всем этом – в нашем материале.

 

С Буцефала на дормез

 

Удивительно, но первые египетские фараоны и шумерские лугали, несмотря на то, что правили в древнейших государствах планеты, передвигались пешком. И не жаловались. Даже напротив, должны были доказывать свою физическую состоятельность и царственную дееспособность, как это делали фараоны во время ритуального бега Хеб-сед.

 

Первые примитивные повозки изобрели, по-видимому, еще в IV тыс. до н. э.. А первым колесницам, мы, вероятно, обязаны Синташтинской культуре, которая локализовывалась в том числе и на территории Казахстана. С их появлением дела наладились и в военных вопросах, и в церемониальных выездах. Хеттские цари (табарны) красовались на колесницах уже в начале II тыс. дон. э., а Рамсес II Великий в битве при Кадеше(около 1300 г. до н. э.) атаковал противника на изящной, тщательно выделанной легкой двухколесной колеснице.

 

Гомеровские герои использовали колесницы лишь для доставки к фронту противника, после чего спешивались. В античных Элладе и Риме колесный транспорт как средство передвижения высокопоставленных особ не пользовался большой популярностью. Басилеи, архонты, стратеги и консулы предпочитали передвигаться и сражаться верхом. Александр Великий не побрезговал сам объездить своего коня Буцефала, в честь которого после его смерти основал город, а полубезумный принцепс Гай Калигула даже сделал своего коня Инцитата сенатором и выдвигал его кандидатуру на консульские выборы. Юлий Цезарь, несмотря на то, что великолепно ездил верхом, предпочитал и в гражданской жизни, и в походах идти пешком, с непокрытой головой, в любую погоду.


Впрочем, знатные римляне такой способ передвижения не одобряли и фланировали по городу в крытых носилках-лектиках, которые несли на своих плечах от 2 до 8 специальных рабов-носильщиков.

 

В «темные века» римская роскошь и качество отделки канули в лету, зато к высокому средневековью (XV в. н. э.) относятся первые задокументированные упоминания об использовании рессор в колесных экипажах. К XVIвеку появились уже известные нам классические кареты, которые постепенно эволюционировали в удобные и практичные средства передвижения.

 

Дормезы и портшезы французских королевских особ поражали богатой резной отделкой, позолоченными корпусами, инкрустированными драгоценными камнями. Весить такой экипаж мог до 4-5 тонн и запрягался 6-8 лошадьми. Карета Gold State Coach, используемая британскими монархами только для особо торжественных случаев, была изготовлена в 1762 году, и, несмотря на последующие переделки в целях улучшения комфорта пассажиров, вызывала сильнейшее раздражение у королевы Елизаветы II, которая описывала ее как «ужасно неудобную». Этот почтенного возраста экипаж покрыт сусальным золотом, его внутреннюю отделку составляют расписные панно на античные темы, корпус обит атласом и бархатом. Весит семиметровый реликт 4 тонны и передвигается со скоростью 4-5 км/час.

 

Впрочем, в парке королевы эта карета была отнюдь не самой дорогой. Britannia, дар королеве Елизавете II к бриллиантовому юбилею ее правления, отделана листовым золотом, а каждая ее дверная ручка инкрустирована 24 алмазами и 130 сапфирами. Приблизительная стоимость - 1 млн долларов. Но даже такой недешевый экипаж не идет ни в какое сравнение с автомобилями, которые могут себе позволить сильные мира сего.

  

«Золотая антилопа» для нашего раджи: самые пафосные автомобили глав государств

 

Султан Брунея Хассанал Болкиах берет не толькоценой отдельно взятого эксклюзива, но и количеством. Его автопарк, припаркованный в самолетных ангарах, насчитывает около 7 тыс. единиц, включая 600 Rolls-Royce, 500 Ferrari, несколько сотен раритетных Bentley, Aston Martin, Porsche, Jaguar, McLaren и др. Оценивается такая коллекция в 5 млрд долларов. Только за каждый изтрех сделанных по его личному заказу Bentley Dominator SUV султан отдал по 3 млн фунтов стерлингов.

 

Bentley State Limousine, сделанный специально для королевы Елизаветы II, оценивается в 12 млн долларов. Как и описанные выше кареты, был подарен ей на юбилей (50 лет с восхождения на трон). Оборудован решительно всем необходимым, включая стеклянную крышу, задние двери,открывающиеся против хода движения, и персональный маскот королевы.

 

Cadillac One, прозванный The Beast (зверь), используется президентами США с 2009 года. Оснащен не только бронированным корпусом, способным выдержать очередь из крупнокалиберного пулемета, но и усиленными кевларом колесами и химзащитой салона. Весит 8 тонн и стоит порядка 1,5 млн долларов. Двери «зверя» настолько тяжелы, что открывает их специальный человек из президентской охраны.

 

Aurus Senat Limousine на данный момент является официальным автомобилем президента России, премьер-министра и других высокопоставленных чиновников. Имеет стандартную баллистическую защиту от стрелкового оружия VR8/VR10 и весит немного меньше своего американского коллеги – 6,5 тонн. Но почти не уступает ему в цене - продается по 106,9 млн рублей или 1,3 млн долларов.

 

Лимузин Hongqi («Красное знамя») N701 предназначен только для первых лиц КНР. Многие характеристики автомобиля засекречены, а выпустить их планируют лишь эксклюзивной партией в 50 машин. Поскольку «Красное знамя» еще не было в продаже, эксперты оценивают его на сумму от 600 до 900 тыс. долларов.

 

Любопытные экземпляры: от «жуков» до «папамобилей»

 

Не все лидеры и коронованные особы поражают публику пафосом и дороговизной своих средств передвижения. К примеру, уругвайский президент Хосе Альберто Мухика весь срок своих полномочий с 2010 по 2015 годы передвигался на стареньком Volkswagen Beetle 1987 года выпуска. Жил президент не в официальной резиденции, а на своей маленькой ферме, и тратил в месяц 1200 долларов, что составляло 1/10 его зарплаты (остальное он жертвовал на благотворительность). А когда арабский шейх предложил Мухике за «жука» 1 млн долларов, тот предсказуемо отказался.

 

Несмотря на длительную историю и особый антураж автомобилей Римских понтификов, далеко не все «папамобили» являются дорогими и статусными. Недавно почивший папа Франциск предпочитал передвигаться в своих поездках на «народных» автомобилях, и к этому же призывал католических священников и прелатов. Подаренный ему в 2017 году Lamborghini Huracanон тут же продал на аукционе за 715 тыс. долларов. Зато на подаренном ему итальянским священником Renault 4 с пробегом в 300 тыс. км он охотно ездил, сам сидя за рулем.

 

Некоторые из лидеров государств время от времени используют общественный транспорт. Правда, в большинстве случаев это делается для создания имиджа «близкого к народу» лидера. «Совершенно случайно» пассажирами становятся люди из охраны или президентской администрации.

 

Единственным на данный момент исключением является президент Австрии Александр Ван дер Беллен. Он совершенно обыденно, без участия охраны и прессы, ездит на работу на метро, а иногда даже передвигается на обычных поездах в деловых поездках по Евросоюзу. Очень близко к концепции «время затянуть пояса и жить по средствам», озвученной президентом Касым-Жомартом Токаевым на расширенном заседании правительства.

 

Кстати, президент Казахстана сейчас передвигается на Aurus Senat российского производства. Об этом стало известно на проходившем 26 октября 2024 года саммите БРИКС в Казани. Официально информация нигде не озвучивалась и прошла без особого освещения в казахстанских СМИ.


Раньше президент пользовался бронированным Mercedes-Maybach S650 W222. Последний раз его видели на этом автомобиле примерной стоимостью в 680 млн тенге 16 сентября 2024 года на проходившем в Астане саммите Центральная Азия - Германия.

 

Автор Алькен Кенжебаев

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page