top of page

Ситуация в Иране: протесты, закрытие воздушного пространства и риск удара со стороны США

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 4 дня назад
  • 2 мин. чтения

 

С конца декабря 2025 года в Иране идёт волна протестов, которые начались на фоне экономического кризиса, а затем, как это обычно бывает, политизировались. Правозащитные организации и СМИ сообщают о жестоком подавлении протестов, а также об огромном количестве жертв. К примеру, агентство Reuters со слов иранского чиновника заявило о 2 тысячах погибших, включая гражданских лиц и сотрудников правоохранительных органов. Примерно такие же цифры называет иранская правозащитная организация HRANA: по ее данным, с 28 декабря погибли 1847 участников протестов и 135 силовиков. Впрочем, проверить эту информацию сложно: в стране отключен интернет, есть проблемы и с другими видами связи.

 

Вчера и сегодня Иран на несколько часов ограничивал использование своего воздушного пространства: полеты могли осуществляться только по спецразрешениям, часть рейсов перенаправляли или задерживали. Затем ограничения сняли. В международной авиационной среде это обычнотрактуется как сигнал о повышенной военнойактивности, а также рисках ошибок ПВО вроде «не распознали гражданский борт».

 

Конечно, само по себе временное закрытие воздушного пространства не доказывает, что в Иране происходит что-то экстраординарное. Но, по мнению аналитиков, Тегеран готовится к нестандартной ситуации, особенно на фоне заявлений властей США о возможности удара. Президент США Дональд Трамп на этой неделе призвал иранцев продолжать протестовать.

 

«Иранские патриоты, продолжайте протестовать –захватывайте свои институты власти! Фиксируйтеимена убийц и насильников. Они дорого заплатят за это. Я отменил все встречи с иранскими официальными лицами до тех пор, пока не прекратятся бессмысленные убийства протестующих. Помощь уже в пути», - написал он в своей соцсетиTruth Social.

 

Как могут развиваться события

 

Один из наиболее очевидных сценариев – этоусиление репрессий, постепенная локализация и подавление протестов. Пока силовики и армия подчиняются властям, свержение существующего режима маловероятно даже при условии массовости антиправительственных выступлений.

 

Одновременно, скорее всего, будет расти международное давление на Тегеран.

Расширение санкций (что для Ирана, живущего под ограничениями много лет, кардинально ничего не поменяет), дипломатические демарши, обсуждения в ООН, заявления G7/ЕС и т.д. – просто как способ повысить цену репрессий без немедленной военной эскалации.

 

Есть вероятность и ограниченного силового воздействия со стороны США – затяжная война американцам сейчас не нужна. Впрочем, краткая спецоперация по аналогии с Венесуэлой в случае с одним из сильнейших игроков Ближневосточного региона вряд ли «прокатит». С другой стороны, США не далее как в прошлом году наносили точечные удары по ядерным объектам Ирана, и Тегеран, грозивший симметричным ответом, так ничего и не предпринял.

 

Последствия для всего мира и Казахстана

 

Но если американцы все же ударят по Ирану, регион ждут стандартные последствия. Основные из них – это изменения авиа-, сухопутных и морских маршрутов, скачки цен на нефть и активизация террористической деятельности.

 

Для Казахстана наиболее чувствительны первые два пункта. Иран остаётся одним из ключевых транзитных узлов коридора «Север - Юг», связывающего страны ЕАЭС и Центральной Азии с рынками Ближнего Востока, Южной Азии и Персидского залива. Ограничения воздушного пространства и риски дальнейшей эскалации напрямую затрагивают как авиационные, так и мультимодальные грузовые маршруты.

 

И первые звоночки уже есть: сегодня авиакомпания Air Astana заявила об изменениях в маршрутах некоторых регулярных и чартерных рейсов. В частности, рейсы в Шарм-эль-Шейх, Дубай, Доху, Медину будут выполняться в облет воздушного пространства Ирана.

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page