Живущие в Сети - 2: сенаторы
- Политпросвет.kz

- 19 минут назад
- 7 мин. чтения
Что и в каких соцсетях пишут депутаты сената
Сенаторы в социальных сетях гораздо менее активны, чем их коллеги из мажилиса. Публикуют они мало, и содержание постов примерно одинаковое – работа верхней палаты парламенты и трудовые будни. Активнее всего постит председатель сената Маулен Ашимбаев, но другие сенаторы не торопятся брать с него пример. А зря!
Сенаторы в других странах уже давно сделали социальные сети своим рабочим инструментом, а ученые уже успели изучить, посчитать и проанализировать то, как они это делают и стоит ли это приложенных усилий.
Поскольку слово не воробей, для сенаторов в некоторых странах пришлось ввести правила и рекомендации о том, как вести себя в соцсетях и какими словами там нельзя выражаться. Впрочем, неуместная лексика – это не главная проблема. В соцсетях, по мнению сенаторов Казахстана, Австралии, США, Пакистана, вообще много вредного и опасного контента. И сенаторы в этих странах уже придумали, как оградить от него детей.
Сенаторы в сети
Депутаты сената пользуются социальными сетями гораздо менее активно, чем их коллеги из мажилиса. Общее количество подписчиков сенаторов в социальных сетях – всего 325,2 тыс., а у мажилисменов – 4,5 млн. Даже при том, что депутатов мажилиса почти в два раза больше, чем сенаторов, разница впечатляет.
Самая популярная соцсеть у депутатов верхней палаты парламента – Facebook. Там аккаунты есть у 54% сенаторов. Но аудитория все равно довольно скромная – только у Маулена Ашимбаева 29 тыс. подписчиков. Постит он официальную информацию, которая набирает в среднем 300-500 просмотров и пару десятков комментариев. На втором месте с большим отрывом – Бибигуль Жексенбай (9,1 тыс.). Посты содержат тоже, в основном, официальные сообщения. Читают их обычно около 20 человек. Далее идет Алтынбек Нухулы (8 тыс.), за ними – Алишер Сатвалдиев(7,9 тыс.), Жанна Асанова (7,6 тыс.), Ляззат Рысбекова (6 тыс.), Евгений Больгерт (5,9 тыс.), Ольга Булавкина (5,3 тыс.), Руслан Рустемов (5тыс.) и Али Бектаев (4,7 тыс.). Все они на своих страницах рассказывают о работе парламента и своей депутатской деятельности. И только у Ляззат Рысбековой нет ничего про сенат, правда, аккаунт и не ведется с 2024 года.
Аккаунт в Instagram имеют 20% депутатов сената. И тут опять самый популярный – Маулен Ашимбаев. В этой соцсети его смотрят 54,9 тыс. человек. А на втором месте – Геннадий Шиповских, у него 19 тыс. подписчиков. У Закиржана Кузиева 8,9 тыс. подписчиков. У остальных сенаторов аудитория в Instagramдовольно скромная – в среднем 1-2 тыс. человек.
В TikTok вещают всего 12% сенаторов. Но тут уже Геннадий Шиповских вне конкуренции. Его посты в этой соцсети смотрят 77,8 тыс. человек. Такой большой аудитории нет больше ни у одного сенатора ни в одной соцсети. Примечательно, что практически все видео у Геннадия Шиповских – на казахском языке. Второй по популярности – Алишер Сатвалдиев (23,1 тыс.), у Бибигуль Жексенбай – 1,9 тыс., а у Маулена Ашимбаева – всего 1,2 тыс.
В Threads пишут всего 14% сенаторов, и их общая аудитория там составляет всего 10,8 тыс. человек. И тут опять всех обошли Маулен Ашимбаев – 7,1 тыс. подписчиков и Геннадий Шиповских (2,7 тыс.). У Нурии Ниязовой 248 подписчиков, у остальных и того меньше.
Х (бывший Twitter) большой популярностью у сенаторов не пользуется, туда пишут всего 6%депутатов. При этом самое большое количество читателей у Бибигуль Жексенбай – 111 человек.
Ведение Telegram-каналов вообще интереса для депутатов не представляет. Таковой был только у Дархана Кадырали, там 430 подписчиков. Но открывал он его еще в бытность министром информации и общественного развития, а забросил – в мае 2024 года.
Есть свои аккаунты и у самого сената. В Facebook его читают 12 тыс. человек, в Instagram – 66,4 тыс., в Х – 24,5 тыс., в Telegram – 3,9 тыс., в Threads – 7,5 тыс. Официального аккаунта в TikTok у сената нет. Читают посты верхней палаты парламента не только госслужащие, члены правящей партии и журналисты. Среди подписчиков встречаются пользователи с никами Мэри Кей, Миллионерша, Афоризмы и Позитив, Мебель на заказ из Шымкента, Забавы ради и др.
Зачем сенаторам соцсети?
Похоже, казахстанские депутаты пока еще недооценивают силу соцсетей, либо не горят особо сильным желанием ее использовать. Отсюда и такое количество просмотров.
Их коллеги в развитых странах давно уже поняли и оценили все достоинства такого способа общения с народом. Недостатки тоже оценили, но об этом чуть позже.
Например, сенаторы в США начали использовать социальные сети уже в 2009 году, а сейчас практически каждый из них активно постит контент в соцсети, а то и не в одной.
Зачем они это делают? Во-первых, это дешево, практически бесплатно (если не нанимать SMM-менеджеров, фотографов, видеографов и т.д.). В любом случае даже платное продвижение поста обойдется намного дешевле, чем публикация в традиционном СМИ или сюжет на телеканале.
Во-вторых, при желании можно охватить очень большую аудиторию и донести свою мысль не только для своих избирателей, но и до «широкого круга читателей». Если им понравится, то количество сторонников самого сенатора или какой-то идеи, которую он продвигает, может серьезно возрасти.
Еще в 2018 году американские ученые выяснили, что сенаторы, которые более активно присутствуют в социальных сетях, имеют более высокий уровень узнаваемости и одобрения среди своих избирателей по сравнению с теми, кто менее активен, а кандидаты в депутаты сената, активно использующие социальные сети, получают более высокий процент голосов. А еще они могут гораздо оперативнее сообщать новости, чуть ли не прямо с заседания, и мобилизовать своих сторонников.
Но не все так радужно. Почти половина подписчиков у американских сенаторов – это так называемые «некачественные подписчики»: боты, мертвые или просто неактивные аккаунты, накрученные подписчики и случайные люди. Толку от них никакого, а вот вреда может быть много. Это и атаки, и вирусы, и распространение дезинформации.
Да и сами сенаторы могут в порыве эмоций ляпнуть что-то не то. Казахстанские сенаторы в такие ситуации пока не попадали, а вот в Канаде подобный случай был. Один из сенаторов пожаловался на то, что его коллега использовал в своем твите (как тогда назывались сообщения в X) «непарламентскую лексику». Это привело к разбирательству и спикеру сената пришлось даже опубликовать обращение к сенаторам о том, что не надо торопиться публиковать сообщения в соцсетях, а базар лексику надо фильтровать.
В США в 2020 году высокопоставленный сенатор-республиканец Майк Ли опубликовал твит, в котором заявил, что «демократия не является целью» политической системы Америки, что преждевременная демократия может помешать процветанию человечества и что США – вообще не демократия. Больше всех возмущались члены Демократической партии.
Пять лет Майк Ли держал себя в руках, а в этом году не выдержал и в июне этого года высказался в Х по поводу стрельбы в Миннесоте во время богослужения, в результате которой погибли трое и были ранены 17 человек, включая детей. В одном из своих постов сенатор намекнул, что стрелок был связан с марксистами, в другом – что с одним из сенаторов-демократов. Ли довольно быстро удалил эти сообщения, но скандал уже успел разгореться.
Чтобы не допустить подобных случаев, многие страны ввели правила и рекомендации по использованию социальных сетей депутатами парламента. Такие документы приняты в США, в Австралии, в Новой Зеландии и других странах. Но в основном, сенаторы просто ориентируются на кодексы этики, которые во всех странах не приветствуют использование «непарламентской лексики» как оффлайн, так и онлайн.
Детям до 16
Многие сенаторы, и не только в Казахстане, считают соцсети неподходящим местом для несовершеннолетних и периодически предлагают ввести ограничения. Активнее всего в этом плане те депутаты, у которых больше всего подписчиков.
Летом прошлого года с инициативой ограничить доступ в TikTok для детей младше 13 лет выступил самый активный тиктокер из числа сенаторов – Геннадий Шиповских. По его мнению, несмотря на то, что эта платформа используется для творчества и образования, среди публикаций не мало и таких, которые могут нанести вред нежной детской психике и сформировать у несовершеннолетних ложные идеалы. Более того, в этой соцсети, по словам сенатора, распространяются и игры, которые могут принести физический вред. И это не говоря уже о распространении фейков и прочей дезинформации, а также раскрытия персональных данных граждан. При этом Шиповских сослался на международный опыт, а именно на опыт Кыргызстана, где в апреле 2024 года доступ к TikTok уже ограничили именно из-за вредного контента.
Осенью этого года сенатор-блогер Шиповских грозно высказался в адрес блогеров. В год рабочих профессий, когда трудящиеся упорно работают, некоторые недобросовестные блогеры получают легкие деньги, не отходя от клавиатуры. Речь в депутатском запросе, правда, шла не об уклонении от уплаты налогов и не о маркировке рекламы. Сенатора возмутила реклама зарубежных онлайн-казино и многомиллионная прибыль, которую она приносит блогерам. За подобные нарушения авторов блогов привлекают к административной ответственности, штрафуют, но по карману нарушителей это бьет недостаточно сильно. Поэтому сенатор предложил ввести для таких представителей нетрудовых профессий уголовную ответственность за незаконную рекламу.
Другой активный блогер из сената, Маулен Ашимбаев, недавно озаботился проблемой распространения дипфейков в соцсетях. Кстати, против самих соцсетей он при этом ничего не говорил, речь шла только о видео, созданных с помощью искусственного интеллекта.
Может показаться, что наши законодатели уж как-то слишком сурово относятся к социальным сетям. Но это если не знать, что творят зарубежные сенаторы. Например, сенат Австралии 29 ноября 2024 года принял закон, запрещающий доступ в социальные сети для детей младше 16 лет. За несоблюдение этого закона платформе грозит штраф в 32,5 млн долларов США. Премьер-министр Энтони Албанезе заявил, что это законодательство необходимо для защиты молодёжи от «вреда», наносимого социальными сетями. Многие родительские организации его поддержали, а критики задались вопросам о том, как это все будет работать на практике и как запрет отразится на социальных связях австралийцев.Закон вступает в силу 10 декабря 2025 года.
В июле 2025 года в сенат Пакистана был внесён законопроект, согласно которому детям младше 16 лет запрещалось пользоваться соцсетями, а платформы должны были ввести систему проверки возраста. В отличие от других стран, за нарушение запрета ответственность несли не только платформы. Любой, кто создаст аккаунт для несовершеннолетнего, сядет в тюрьму на полгода. Законопроект не прошел – он вызвал слишком большой резонанс и слишком ярую критику. Но полностью от этой затеи сенат не отказался – сейчас готовится новая редакция, где возраст снижен до 13—14 лет, а в тюрьму за доступ к соцсетям никого сажать не будут.
США неоднократно пытались принять закон, не подпускающий малолетних к соцсетям. В 2023 году был внесен проект закона «О защите детей в социальных сетях». Он предусматривал запрет на доступ к соцсетям детям младше 13 лет. Но инициатива не прошла. В апреле 2024 появился проект закона «О недопущении детей в социальные сети». Но он тоже не прошел. В январе 2025 года законопроект внесли повторно, опять-таки запретив использовать соцсети детям младше 13 лет. Его внесли в план работ, но когда до него дойдут руки, неизвестно.
Автор Мадина Алимханова
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz




