За что судят журналиста Олега Гусева
- Shishkin_like

- 20 июн. 2025 г.
- 3 мин. чтения
В Алатауском районном суде рассматривают дело в отношении журналиста Олега Гусева. Его обвиняют в совершении уголовного правонарушения по ч. 5 ст. 147 УК РК – нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите. По этой статье Гусеву грозит срок от трёх до семи лет. Истцом выступает активистка Елена Садвакасова, известная своей общественной деятельностью на алматинском рынке «Кенжехан», который ранее принадлежал сестре первого президента Анипе Назарбаевой.
Мы выяснили, в чём причина конфликта, какие данные, вероятно, стали поводом для уголовного дела, и чем это разбирательство может обернуться для других представителей СМИ.
Как Елена Садвакасова стала героиней журналистских материалов
Елена Садвакасова – член РОО «Объединение по защите прав торговцев рынков», зарегистрированного в 2024 году. Она активно ведёт социальные сети, где рассказывает о затяжном конфликте между администрацией рынка «Кенжехан» и арендаторами (историю смены собственников рынка мы рассказывали в материале «Базары Назарбаевых»).
Некоторое время назад Садвакасова и сама владела контейнером на «Кенжехане», однако в 2022 году её в судебном порядке обязали убрать контейнер с территории рынка. Кроме того, в 2024 году она судилась с экс-учредителем ТОО «Кенжехан» Сергеем Кимом (вероятно, по-прежнему занимает на рынке руководящую должность). Он выиграл у активистки процесс о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Именно в контексте событий на «Кенжехане» Елена Садвакасова и стала героиней материалов Олега Гусева и некоторых других наших коллег. При этом, рассказывая о её роли в противостоянии на рынке, журналисты отметили, что в прошлом у женщины имеется несколько судимостей (в том числе, за грабёж и нанесение тяжкого вреда здоровью) и исполнительных производств.
- В стране 460 рынков, подлежащих модернизации. Есть государственная программа, чтобы барахолок не было, а были торговые дома. На 459 рынках модернизация идёт нормально, и только на «Кенжехане» у нас народные волнения, митинги незаконные с призывами. И мне стало интересно, что за герой там появился, - пояснил Олег Гусев свой интерес к личности Садвакасовой.
В чём именно обвиняют Гусева
По мнению адвоката Садвакасовой Мурата Адама, журналист в своих материалах использовал не только данные из открытых источников (с сайта «Судебного кабинета»), но и «незаконно переданные данные из полиции».
Два дня назад на своей странице в Инстаграме адвокат написал, что Олег Гусев назвал Садвакасову «представительницей древнейшей профессии», намекая на проституцию», а эти сведения не соответствуют действительности и «сами полицейские не знают причину включения её в эту полицейскую базу данных». Также Мурат Адам пишет, что конкретные сотрудники органов внутренних дел разгласили эти сведения и отделались «дисциплинаркой». В итоге Садвакасова «лишилась семейного покоя» и «получила психологический ущерб».
Кроме того, адвокат утверждает, что в открытом банке судебных актов нет постановлений о привлечении Садвакасовой к административной ответственности за хранение марихуаны в апреле и августе 2010 года, о которых Олег Гусев упоминает в своих материалах. Из этого защитник истицы делает вывод, что сведения получены «ещё из какого-то источника».
«Вторая древнейшая» вызвала больше всего вопросов. Дело в том, что в статьях Гусева таких формулировок нет. Как нам пояснил в разговоре адвокат истицы Мурат Адам, речь идёт не о статьях, а о некоем видеоролике с комментарием Гусева, который был размещён в социальных сетях.
Сам журналист утверждает, что про проституцию он не писал, а приговоры скачал из открытого банка судебных актов на сайте Верховного суда, и они не могут являться ни личной, ни семейной тайной. (Мы проверили – сведения об административных делах 3-14911/2010 от 05.04.2010 и 3-35889/2010 от 04.08.2010 в Судебном кабинете действительно есть, однако файлы с постановлениями в данное время по каким-то причинам не открываются).
Что говорят адвокат журналиста и правозащитники
По мнению адвоката Олега Гусева Алимжана Оралбая, в деле нет доказательств, что Елене Садвакасовой причинен существенный вред. Но если его подзащитный проиграет дело, это может стать прецедентом для привлечения к ответственности и других представителей СМИ. По словам Гусева, с 2023 года расследуется уголовное дело в отношении ещё двух журналистов, писавших материалы про рынок «Кенжехан», - Ирины Московки и Александры Алёховой (Сенцовой) по ч. 4 ст. 147 ч.4 УК РК «Распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну». Изначально все трое фигурировали в одном деле, но затем дело Олега Гусева выделили в отдельное производство и довели до суда.
«Не могу утверждать, но, скорее всего, после того, как будет рассмотрен процесс в отношении моего клиента, прокуратура примет решение, будет ли она привлекать этих журналистов», — сказал Алимжан Оралбай.
По мнению фонда защиты свободы слова Adil Soz, уголовное преследование в данной ситуации нарушает не только свободу выражения мнения, закреплённую в ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Казахстан, но и право общества на свободное получение информации (ст. 20 Конституции РК). Сведения о судимости и привлечении лиц к административной ответственности, содержащиеся в судебных актах, в том числе ФИО правонарушителя, квалификация деяния и назначенное наказание, являются публичными и могут беспрепятственно распространяться.
Подписаться на @Shishkin_like



