top of page

Источник силы

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 3 окт.
  • 5 мин. чтения

«Зеленая» и атомная энергетика: плюсы, минусы и мировые тенденции

 

Как известно, 8 августа текущего года в Казахстане был дан старт строительству первой в стране атомной электростанции – в поселке Улькен Жамбылского района Алматинской области на берегу озера Балхаш. А на этой неделе глава Агентства по атомной энергии Алмасадам Саткалиев сообщил, что вторая АЭС будет построена в этом же районе. Третья же, скорее всего, появится в городе Курчатов Абайской области. Кроме того, рассматривается возможность строительства реакторов малой мощности на западе страны, на берегу Каспийского моря.


Таким образом, Казахстан взял четкий курс на присоединение к 31 стране мира, что сегодня эксплуатируют мирный aтом. Однако мировая тенденция такова, что развитие альтернативной энергетики на возобновляемых источниках обгоняет «атомку» по темпам внедрения. Так кто же прав – сторонники АЭС или сторонники ВИЭ? И стоит ли занимать только одну сторону в этом споре? Попробуем разобраться.

 

Куда катится мир

 

Согласно данным Ember Energy, в 2023 году в мире было произведено 29 562 тераватт/час электроэнергии. По информации Statista, потребление электроэнергии в том же году достигло примерно 27 000 тераватт/час.

 

Доля производства электричества за счет сжигания ископаемого топлива (угля, газа и нефти) составила 60,7%, за счет возобновляемых источников (ВИЭ) произвели порядка 30% электроэнергии, и всего 9,1% дают АЭС. Таким образом, несмотря на высокий углеродный след, который остается после сжигания угля, газа и нефти, этот вид топлива остается ведущим в производстве электричества.

 

Но стоит обратить внимание на использование ВИЭ – они составляют треть генерации. И более чем в три раза обгоняют показатели атомной энергетики, которую с 1950-х годов (первая в мире Обнинская АЭС на территории СССР была запущена в 1954 году) называли «энергией будущего». «Будущее» наступило, но человечество стало от этого вида топлива постепенно отказываться. Другими словами, за те 70 лет, что прошли с момента пуска первой АЭС, атомная энергетика если и не стала «энергией прошлого», то оказалась сильно потеснена новыми технологиями.

 

Более того, если верить отчету о состоянии мировой атомной промышленности (WNISR) за 2024 год, доля АЭС в будущем, скорее всего, будет сокращаться, уступая свое место фотоэлектрическим установкам, работающим на солнечном свете. В частности, в данном отчете говорится, что сейчас коренным образом решается проблема сохранения энергии, получаемой от солнца.

 

Противники ВИЭ говорят: есть солнце – есть электричество, нет солнца – нет электричества. Но сегодняшние технологии позволяют производить электроэнергию от солнца, что называется, впрок.

 

«Сегодня на большинстве рынков стоимость накопителей солнечной энергии значительно ниже, чем ядерной, а также они в высшей степени конкурентоспособны с другими источниками электроэнергии с низким уровнем выбросов (…) Конкурентоспособная стоимость и широкомасштабная доступность возобновляемых источников энергии в сочетании с более надежными вариантами — особенно хранения — вполне могут изменить энергетическую политику в ближайшие годы (…) Использование солнечной энергии и накопителей может изменить правила игры для адаптации политических решений к текущим промышленным реалиям», — сказано в отчете.

 

Без АЭС – никак?

 

В вышеупомянутом отчете WNISR говорится, что в прошлом году в мире действовало 408 ядерных реакторов, производящих 367 гигаватт электроэнергии. С 2019 по середину 2024 года в мире было начато 35 строительных работ, связанных с возведением АЭС: 22 — в Китае, и 13 — Россией в различных странах.

 

В Китае на данный момент действует 56 атомных энергоблоков общей мощностью 58 гигаватт. В период с 2019 по 2023 годы власти Китая утвердили 35 атомных энергоблоков, в августе 2024 года Госсовет КНР одобрил проект строительства еще 11 новых блоков на пяти АЭС.


А в докладе о развитии атомной энергетики страны говорится, что к 2030 году КНР обгонит США и Францию и станет страной с крупнейшим в мире действующим «атомным парком». Столь широкомасштабное внедрение AЭС продиктовано кaк растущими потребностями экономики, тaк и необходимостью снижения выброса парниковых газов и выходу страны нa углеродную нейтральность к 2060 году.

 

Россия, помимо Казахстана, строит АЭС в Беларуси, Турции, Индии, Египте, Иране и Бангладеш. Как объясняют эти страны необходимость АЭС? При кажущейся дороговизне проектов они могут оказаться экономически выгодными для стран, небогатых на ископаемое топливо, транспортировка больших объемов которого в конечном итоге может оказаться еще дороже.

 

В самой России на долю АЭС приходится пятая часть общего объема

производимой электроэнергии.

 

Ставка на «зеленых»

 

По данным все того же отчета WNISR, с 2004 по 2023 годы в мире было зафиксировано 102 запуска и 104 закрытия АЭС. Так, в 2023 году в Беларуси, Китае, Словакии, Южной Корее и США было введено в эксплуатацию 5 новых ядерных реакторов общей мощностью 5 гигаватт, но в то же время в Германии, Бельгии и Тайване были закрыты 5 АЭС общей мощностью 6 гигаватт. Есть страны, которые частично или полностью, отказываются от мирного атома.

 

«Застрельщиком» полного отказа от АЭС в Европе после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году стала Италия. В 1987 году в стране прошёл референдум, его итоги оказались не в пользу ядерной энергии, и к 1990 году Италия закрыла все свои 4АЭС.

 

Единственная АЭС в Литве – Игналинская, построенная еще в бытность СССР – была выведена из эксплуатации в 2009 году. Ее безопасность вызывала много вопросов, потому что по конструкции она была похожа на Чернобыльскую. Закрытие АЭС было одним из условий вхождения Литвы в Евросоюз. По планам, станцию полностью демонтируют к 2038 году.

 

Известным «отказником» также является Германия. Там все началось с победы социал-демократов и «зеленых» на выборах в бундестаг в 1998 году. Именно они стали продвигать антиатомную политику на законодательном уровне. А активная фаза остановки АЭС началась в 2011 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии. Канцлер Ангела Меркель, назвав происшествие поворотным моментом для мира, объявила, что Германия ускорит переход к возобновляемой энергетике. В июне 2011-го бундестаг принял соответствующий закон, и в том же году были отключены 8 энергоблоков АЭС. Оставшиеся 9 отключались постепенно, последние 3остановили в апреле 2023 года.

 

Никогда не было АЭС в таких странах, как Португалия, Греция, Дания, Израиль или Новая Зеландия, с 1998 года действует запрет на АЭС в Австралии. В частности, в Португалии 95% электроэнергии получают за счет использования ВИЭ, в Дании – 54% только за счет «ветряков».

 

США, страна, которая лидирует по количеству атомных реакторов (по данным 2023 года, 93 реактора на 54 станциях), за последнее десятилетие вывела из эксплуатации 13 реакторов. Новых АЭС в стране не строят.

 

Плюсы и минусы АЭС

 

Несомненными плюсами АЭС являются практическое отсутствие в ее выбросах углекислого газа, высокая производительность при сравнительно небольшой площади (по сравнению с солнечными и ветряными станциями) и длительный срок эксплуатации (до 60 лет с возможностью продления). При всех имеющихся в Евросоюзе полярных точках зрения на мирный атом, законодатели ЕС в июле 2022 года проголосовали за то, чтобы признать АЭС возобновляемым источником энергии при соблюдении определенных правил.

 

Минусы также очевидны - огромное количество воды для охлаждения реактора (вода возвращается в природу более теплой, что отрицательно сказывается на экосистеме водоемов), радиоактивные отходы, которые остаются опасными от нескольких сотен до нескольких тысяч лет и способны загрязнять окружающую среду, и, конечно, разрушительные аварии. Так, только от аварии на «Фукусима-1» экономический ущерб составил 45 млрд долларов.

 

В Казахстане, похоже, плюсы перевесили минусы, раз президент страны заявил, что нам нужна не одна, а три АЭС. Впрочем, ряд экспертов говорит, что решение о строительстве АЭС носит не столько экономический, сколько политический характер и обусловлено нашей многовекторностью во внешней политике.

 

Однако надо признать, что дополнительные энергетические мощности необходимы нам в любом случае. В 2024 году в Казахстане было произведено 117,9 млрд киловатт/час электроэнергии, апотребление составило 119,9 млрд киловатт/час. По прогнозам на текущий год, производство составит 117,1 млрд киловатт/час, а потребление - 122,8 млрдкиловатт/час. Дефицит – налицо. При этом за счет ВИЭ производится всего 6% электроэнергии. Мощность же первой АЭС, запуск которой запланирован на 2035-2036 годы, составит 2400 мегаватт.

 

А стоит ли вообще однозначно отдавать предпочтение тому или иному виду энергии? Здравый смысл подсказывает, что лучше развивать их параллельно, исходя из своих возможностей и потребностей. Именно так Казахстан и делает.

 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page