top of page

Как казахи выбирали «пуповинную маму»

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 2 окт.
  • 2 мин. чтения
ree

Телеграм-канал Ayel продолжает публиковать материалы о казахских традициях в рубрике #истоки. Сегодня мы расскажем о том, что у казахов существует свой аналог «крёстной» матери. Причём ей становятся с момента рождения ребёнка. Это Кіндік шеше (пуповинная мама).


Дисклеймер: в этом тексте мы рассказываем о традициях, существовавших когда-то в Казахстане, не давая им моральной оценки.


Изначально Кіндік шеше была той женщиной, которая помогает при родах и перерезает пуповину новорождённого. У неё особый статус, она считается «второй мамой» малыша.

Такую честь оказывали только самым «уважаемым» женщинам в ауле – тем, кто имел добрый нрав и хорошую репутацию. Немаловажным считалась «лёгкая рука».


Считалось, что ребёнок будет походить характером на ту, которая перерезала пуповину.


«Караван» пишет, что выбор мог пасть на девушку, которая хочет стать матерью. Раньше верили, если она перережет пуповину чужому младенцу, то и сама сможет обзавестись детьми. Ещё предпочтение могли отдать многодетным.


Традиционно право выбрать «пуповинную маму» отдавалось свекрови. Считалось, что она, исходя из опыта и мудрости, а также знания жительниц аула, «могла найти самую оптимальную кандидатку».


Женщина, которая перерезает пуповину, приносит младенцу и первую распашонку/сорочку (ит көйлек), которую новорождённый носит до 40 дней. Как отмечает «Краткая энциклопедия знаков и символов казахской культуры», эту одежду шьют из цельного куска хлопчатобумажной ткани нитками наружу, чтобы не царапать нежную кожу. Причём это необязательно новая материя. Рубашку могли сшить из одежды прожившего долгую и счастливую жизнь человека.


На церемонии «Қырқынан шығару» (выход из 40 дней) рубашку наполняли сладостями, привязывали на шею одной из местных собак, которая должна была «забрать будущие несчастья младенца». Дети же гонялись за псом, чтобы отобрать вкусняшки. Рубашку возвращали родителям, а те отдавали её бездетной женщине, чтобы та смогла забеременеть.


Кіндік шеше помогала ухаживать за младенцем до 40 дней, поддерживала семью и готовила еду.


«Пуповинную маму» было принято одаривать подарками. Раньше это могли быть скот или дорогие вещи.

Когда ребёнок вырастал и становится взрослым, он продолжал с уважением относиться к своей Кіндік шеше – приносил подарки и выражал благодарность.


Comode.kz отмечает, что ставшая «кіндік шеше» женщина несёт ответственность за новорождённого в течение всей его жизни, как за своего собственного. Если ребёнок терял своих родителей, то кіндік шеше обычно заменяла ему маму. 


К слову, есть в казахской традиции и кіндік әке – муж кіндік шеше, который тоже участвовал в поддержке ребёнка.


Сегодня пуповину перерезают акушеры в роддомах, поэтому традиция трансформировалась – Кіндік шеше часто просто встречает мать и ребёнка из роддома.  «Караван» отмечает, что теперь «пуповинная мать» и без перерезания пуповины поддерживает семью и новорождённого.


«Кіндік шеше чаще выбирают родители ребёнка, в большинстве случаев – хороших подруг матери. Если девушка соответствует критериям и родители желают ребёнку быть похожим на неё, это не нарушает традицию», – поясняет издание.  


Автор: Алтыншаш Жырау



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
Алкоголь, самоубийства и травматизм за рулем растут среди молодёжи – новое глобальное исследование указывает на «новый кризис»

Высокий уровень смертности среди молодежи станет «новым кризисом», предупреждает глобальное исследование в области здравоохранения о котором сегодня написало издание The Guardian: «Мир столкнулся с «

 
 
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page