Как раньше отмечали первые слова ребёнка и что делать сегодня, чтобы ребёнок заговорил?
- Ayel
- 8 авг.
- 2 мин. чтения

В начале лета казахстанцы обсуждали видео, где маленькому мальчику натягивают баранью кишку на шею, пока она не порвётся. Большая часть комментаторов назвала произошедшее «издевательством», а некоторые написали, что это «древняя традиция, которая работает на уровне подсознания».
Что конкретно представлял собой этот обычай?
В честь того, что ребёнок начинал говорить, раньше казахи устраивали Тілашар тойы. Как отмечает Wikipedia, ссылаясь на «Қазақ халқының салт – дәстүрлері» Кенжеахметұлы С.К, на таком празднике обязательно присутствовали старцы – аксакалы. Один из самых уважаемых накидывал на шею ребёнка кишку барана и трижды спрашивал: «Сөйлейсің ба?» (Будешь говорить?). Родители трижды отвечали за малыша «Сөйлеймін» (Заговорю).
Затем ребёнка кормили языком барана, чтобы «Тілің тез шықсын!» (быстрее развилась речь).
В YouPrint (чей текст используют впоследствии разные издания) добавляют, что кишку позже стали заменять белым платком. Также издание отмечает, что, помимо языка, как ребёнка, так и гостей кормили всякими вкусностями.
В статье Liter пишут: кишку фиксировали взрослые «лишь слегка», сопровождая пожеланиями.
Во всех источниках объясняется, что Тілашар – «символический обряд» – перед его началом необходимо проверить, легко ли рвётся кишка, чтобы это произошло от натяжения, а не давления на шею. В случае с платком его нужно просто убрать, а не душить им ребёнка.
После обряда аксакалы обычно давали бата. Считалось, что наставления определят дальнейший образ жизни ребёнка, поэтому в пожеланиях были фразы: «пусть будет открытым путь», «пусть вырастет справедливым(-ой)», «пусть будет богатым(-ой)» и т.д. Гости дарили «тілашар көрімдік» (подарки).
Затем родители выводили ребёнка на улицу и проводили первые уроки: показывали на барана, называли, издавали звуки. Праздник сопровождался танцами, песнями и играми.
Заметим, сегодня, по информации Минпросвещения, в Казахстане больше 60 тысяч детей имеют речевые нарушения. Основной причиной такой статистики логопеды называют скудную речевую среду или нехватку живого общения.
Если у ребёнка есть проблемы с речью, специалисты рекомендуют всё же не увлекаться народными методами, а обратиться к логопеду, который проведёт диагностику и разработает индивидуальный план коррекции.
Некоторые советы логопедов, как помочь ребёнку заговорить:
Говорить с ребёнком чётко и неторопливо, используя простые, но правильные фразы. Поддерживать зрительный контакт – пусть малыш видит, как двигаются губы и меняется выражение лица.
Комментировать всё, что происходит вокруг. Так можно не только развить речь, но и расширить кругозор ребёнка.
Поощрять любые попытки малыша заговорить, даже если это просто невнятное бормотание.
Заниматься артикуляционной гимнастикой. Например, поиграть в «лошадку», цокая языком, или в «часики», двигая языком из стороны в сторону.
Проводить пальчиковые игры. Пробовать пальчиковую гимнастику, игры с крупами, шнуровку, лепку из пластилина или теста, рисование пальчиковыми красками. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи.
Читать вместе, с выражением, меняя голос для разных персонажей. Задавать вопросы по прочитанному, пусть малыш попробует сам рассказать, что видит на картинке.
Разучивать стихи и песенки. Это поможет расширить словарный запас и улучшить память. Начать можно с простых потешек, добавлять движения и жесты – так ребёнку будет легче запомнить слова.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz