Кто зарабатывает на «шеринге» в Казахстане
- Shishkin_like

- 3 сент.
- 6 мин. чтения

C начала года в Алматы выявлено более 11 тыс. нарушений среди пользователей электросамокатов, сообщили в МВД. К примеру, на днях двое подростков на арендованном самокате сбили коляску с ребенком. Как сообщило Informburo.kz, ребенок не пострадал, подростков привлекли к административной ответственности за нарушение правил пользования средствами индивидуальной мобильности, а их родителей – за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей.
В том числе из-за таких случаев в обществе растёт недовольство «самокатчиками», и власти активно прописывают правила для услуги, которая появилась на рынке сравнительно недавно. Брошенные посреди улицы электросамокаты теперь увозят на штрафстоянку. Летом запустился экспериментальный проект «Единый оператор микромобильности», созданный на средства четырех частных компаний. Согласно ему город разделили на 18 зон, в каждой из которых работают люди в две смены (с 7:00 до 15:00 и с 15:00 до 23:00) и убирают брошенные в неположенных местах самокаты.
Однако не так давно у горожан появился ещё один «триггер» – пользователи арендованных электровелосипедов, которые зачастую тоже пренебрегают правилами дорожного движения. В основном это курьеры, вынужденные отказаться от мопедов из-за введения обязательной регистрации и пересевшие на новый вид транспорта.
В этом обзоре мы предлагаем вспомнить, кто зарабатывает на рынке шэринговых услуг в Казахстане, и какие доходы демонстрирует эта отрасль. Судя по динамике налоговых отчислений кикшеринговых компаний, бизнес по аренде электросамокатов развивается успешно.
Кикшеринговые компании
Мы уже рассказывали про бизнес по аренде самокатов. На тот момент рынок кикшеринга был представлен пятью сервисами — ЯндексGo, Jet, Whoosh, Eleven и BusyFly. С тех пор белорусский Eleven, похоже, приостановил работу в нашей стране, зато на днях казахстанцам стал доступен эстонский сервис Bolt.
Яндекс Go
Согласно пользовательскому соглашению, за прокат электросамокатов «Яндекса» в Казахстане отвечает ТОО «Микромобильность». За 3 года работы компания выплатила 1,3 млрд тенге налогов, из них свыше 200 млн тенге с начала 2025 года. Учредителем является ТОО «Y. Taxi Qazaqstan», входящее в Y.E. Holding Limited, зарегистрированный в Дубае и, вероятно, связанный с российским ООО «Уай.и. Холдинг». Налоги материнской компании – более 50 млрд тенге, львиная доля которых выплачена в 2022-2025 годах.
В качестве партнёра «Яндекса», предоставляющего самокаты в аренду (в частности, в Астане и Шымкенте), указано ТОО «Надёжный сервис». Эта компания с 2023 года выплатила в бюджет около 281 млн тенге, из них свыше 160 млн тенге с начала этого года. Учредитель – 37-летний Алибек Калиев, который также владеет фирмой Urban Drive, предоставляющей услуги такси.
Данных о прибыли «Яндекса» от аренды самокатов в Казахстане в открытых источниках нет, поскольку финтех-гигант не публикует финансовые показатели по отдельным сервисам и странам. В марте 2024 года депутат Мажилиса Ерлан Бейсенбаев заявил, что «Яндекс» в 2023 году заработал в Казахстане около 400 млрд тенге, но это не официальные данные о прибыли, а оценка доходов компании.
Jet
ТОО «Jet sharing» зарегистрировано в феврале 2021 года в Алматы, вид деятельности – разработка программного обеспечения. Налоговые отчисления – около 230 млн тенге, начиная с 2022 года показывают стабильный рост.
Учредитель – частная компания «Jet Group LTD», зарегистрированная в МФЦА. В этом году компания выплатила рекордные 513 млн тенге налогов (всего около 650 млн тенге с 2021 года). У неё 10 совладельцев, большинство из которых иностранные физические и юридические лица, например, российская шэринговая компания Urent, входящая в группу «МТС». Единственный среди учредителей казахстанец – Мейрамбек Абелкасов, в 2021 году Forbes.kz называл его одним из основателей сервиса Jet.
В официальной отчетности Jet говорится, что в 2024 году выручка компании достигла 6,2 млрд тенге, что на 37,5% больше, чем в 2023-м. Как сообщал «Курсив», в начале 2025 года компания выпустила облигации на 3 млрд тенге, из которых уже размещено бумаг на 1 млрд тенге. Средства пойдут на покупку новых самокатов.
Bolt
Зелёные электросамокаты Bolt на алматинских улицах заметили в конце августа. Завоевание рынка сервис начал с демпинга: как пишет «Курсив», цена поездок составляет 10 тенге в минуту, что на порядок ниже, чем у конкурентов.
По данным пользовательского соглашения, оператором сервиса в Казахстане является ТОО «Bolt Services KZ». Оно зарегистрировано в Астане в 2019 году и по документам занимается исследованием конъюнктуры рынка и изучением общественного мнения. Налоги – около 60 млн тенге, выплаченные в 2025 году.
Учредитель ТОО – зарегистрированная в Эстонии холдинговая компания Bolt Holdings OU. Она основана в 2013 году и предоставляет сервисы такси, каршеринга, аренду электросамокатов и велосипедов, доставку еды и продуктов. На данный момент Bolt работает более чем в 45 странах мира. По данным эстонского бизнес-реестра, ключевой бенефициар компании с долей 15,49% - 31-летний создатель Bolt Маркус Виллиг, кроме того одним из акционеров (7,41%) является Mercedes-Benz Mobility Services GmbH.
Whoosh
ТОО «Вуш КЗ» зарегистрировано в Алматы в 2022 году и за это время уплатило налогов на 1,8 млрд тенге, с начала 2025 года – 274 млн тенге.
Учредитель – публичное АО «Вушхолдинг», зарегистрированное в России. Акционерами являются его основатели, они же управляют компанией. Самый крупный пакет 38,5% акций у генерального директора Дмитрия Чуйко. Как мы рассказывали ранее, основатель сервиса, бывший топ-менеджер российской авиакомпании S7 Дмитрий Чуйко, до начала военных действий в Украине развивал свой кикшеринговый бизнес и в Европе, однако затем продал его.
Данные о прибылях и убытках Whoosh относятся к холдингу в целом, а не к отдельным рынкам. За 2024 год чистая прибыль компании составила 1,986 млрд рублей, а выручка выросла на 33,3% – до 14,3 млрд рублей.
BusyFly
BusyFly — франшиза шеринга электросамокатов. Сервис был запущен в 2020 году в России компанией Arusnavi, которая занимается производством навигационного оборудования. Основатель компании Евгений Ерохин говорит, что компания не владеет и не управляет самокатами. Это платформа, которая предоставляет только IT-решение, а развивают бизнес франчайзи. Информация о финансовой прибыли компании BusyFly в Казахстане отсутствует в открытом доступе.
Согласно публичной оферте, в Казахстане арендой самокатов под брендом BusyFly занимаются ИП «Восток» (в Актобе, Атырау, Кызылорде, Таразе, Туркестане, Уральске, Шымкенте) и ИП «Сушко» в Кокшетау.
Eleven
ТОО «Илевн Кей Зет» было зарегистрировано в Алматы в 2020 году и за это время уплатило 159 млн тенге в виде налогов. При этом максимальные отчисления (52,2 млн тенге) пришлись на 2022 год, а после этого начали снижаться и в этом году составили всего 141 тыс. тенге – вероятно, сервис приостановил работу в Казахстане. На дату публикации у компании есть арест на банковские счета и небольшой долг по исполнительным производствам – 118 тыс. тенге.
Учредителем ТОО «Илевн Кей Зет» является белорусская компания ООО «Илевн». Ранее её владельцем, по данным белорусских изданий, был предприниматель Дмитрий Богданов. В прошлом году белорусского разработчика купила российская компания «МТС Юрент».
Рынок аренды электровелосипедов
В Алматы электровелосипеды массово появились год-два назад, на сегодняшний день они стали альтернативой мопедам. В этом году Министерство внутренних дел РК приняло приказ, приравняв мопеды к механическим транспортным средствам, требующим регистрации. Курьеры, вначале облюбовавшие скутеры, стали пересаживаться на электровелосипеды. Сдачей в аренду электровелосипедов занимаются в основном индивидуальные предприниматели (Eazy Go,KrakenVolt, и другие). Условия аренды обычно следующие:
20-25 тыс. тенге в неделю;
залог — 10 тыс. тенге;
при длительной аренде возможны скидки, например, около 70 тыс. тенге в месяц.
Среди ТОО, работающих в этой сфере, можно выделить несколько:
ТОО «Sapamoto» - компания с собственной сетью зарядных станций, основана около года назад. Учредители: братья Магомед и Ахмед Гулаевы, Ернар Накисбеков и Ельдар Тенизбаев. С 2024 года компания задекларировала налоговые платежи на сумму 20 млн тенге.
ТОО «Шеринг групп» (сайт «На обгон»), учредитель – Иван Стариков. В 2024 году налоги составили около 4 млн тенге.
Также существуют предложения по аренде электробайков для прогулок в ущелье Алма-Арасан, например, через сервис dream-moments.kz (ИП «A-Trade»). В этом году городской сервис по прокату электровелосипедов должен был запустить «Алматы паркинг», но, как выяснила Vlast.kz, все остановилось на стадии согласования финансирования.
В целом попытки развивать велоинфраструктуру в Алматы предпринимаются с 2016 года: строятся велодорожки и запускаются прокатные сервисы, но всё это — с переменным успехом. Так, проект велопроката Almaty Bike стартовал сразу в трёх городах — Астане, Алматы и Шымкенте. В Алматы инициативу активно поддерживал тогдашний аким Бауыржан Байбек. К слову, именно при его участии был запущен и сервис по аренде самокатов Ozim, который сегодня уже прекратил работу.
Деньги для Almaty Bike на безвозмездной основе выделили Фонд развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust (по данным портала Informburo.kz, речь шла о сумме в 1,3 млрд тенге) и СПК «Алматы» – 657,7 млн тенге. Также с 2018 по 2020 год проект финансировался Управлением спорта Алматы.
Потом велокикшеринг был передан на баланс Управления городской мобильности.
Управлял проектом общественный фонд Velocity.kz, обладавший эксклюзивным правом, которое в 2020 году было передано общественному фонду «Арман Аймағы». В 2017 году Velocity выплатил в бюджет рекордные 300 млн тенге.
Учредителями фонда являлись Сарсен Куранбек и Павел Шегай. «Арман Аймағы» выплатил максимальную сумму в бюджет в 2022 году – 100 млн тенге. Учредителями фонда были Дарья Хван и Роза Ибрагимова, затем Рустам Амиров и Ильнора Ли.
В конце 2023 года Almaty Bike сообщил о прекращении проекта. Аудиторы проверили работу управляющих компаний и нашли нарушения на 241,5 млн тенге, кроме того, часть велосипедов, сдававшихся в аренду, были неисправны.
Подписаться на @Shishkin_like




