top of page

Минтруда предложило улучшить пенсионные права отцов в Казахстане. А каких изменений хотят для матерей?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 6 сент.
  • 4 мин. чтения
ree

Во вторник Министерство труда и социальной защиты населения опубликовало на сайте «Открытые НПА» консультативный документ с предложениями по корректировке Социального кодекса.


В нём утверждается, что сейчас в системе социального страхования есть дисбаланс. Казахстанцы, действительно нуждающиеся в помощи, её не получают, поскольку сегодняшний подход к назначению этой помощи основан преимущественно на доходах граждан.


«В действующей системе не предусмотрен полноценный анализ обязательных расходов граждан, что снижает эффективность и адресность предоставляемой поддержки», - говорится в документе.


Причинами, которые привели к «дисбалансу» ведомство считает:


  • снижение ставки социальных отчислений на период 2018-2024 годов до 3,5%;


  • изъятие в 2020 году из инвестиционного портфеля Государственного фонда социального страхования 497 млрд. тенге на выполнение обязательств государства по выплатам на период действия чрезвычайного положения в связи с пандемией COVID-19;


Также Минтруда называет проблемой «увеличение продолжительности назначения социальных выплат по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет без страхового покрытия»:

 

«Кассовый разрыв между объемами поступлений социальных отчислений и социальных выплат (наблюдающийся на протяжении последних лет, начиная с 2021 года).  Более 80% объема социальных выплат ежегодно направляются на два связанных с материнством риска – социальные выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей)(СВбр), и в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет».

 

Ведомство предсказывает, что уже в 2028 году произойдёт «нарушение финансовой устойчивости системы»:

 

«Это приведет к невозможности выполнения обязательств перед участниками обязательного социального страхования, особенно по долгосрочным обязательствам (по утрате трудоспособности и потере кормильца), число получателей которых к 2050 году увеличится до 700 тыс. человек (по итогам 2024 года 170 тыс. человек»).

 

В Минтруда указывают на то, что нередкодекларируемые «низкие» доходы казахстанцев не соответствуют реальному материальному положению.

 

Так, по данным автоматизированной информационной системы Социальная помощь, в 2024 году при назначении адресной социальной помощи (АСП) недостоверные сведения предоставили 3 131 семей или 16 105 чел.

 

Доходы скрыли 420 семей или 2 463 чел. Отказались от проведения обследования материального положения семьи 5 982 семьи или 32 101 чел.

 

В итоге по решению участковой комиссии в назначении АСП отказано 31 614 семьям или 161 285 лицам.

 

В качестве решения министерство предлагает некоторые законодательные поправки.


  • Во-первых, установить максимальный размер совокупной СВбр на уровне не более произведения среднемесячного дохода в пределах 7МЗП и соответствующего коэффициента количества дней нетрудоспособности.

 

  • Во-вторых, исключить социальные отчисления, уплаченные после даты наступления социальных рисков, для исчисления размеров СВбр и СВур.


Приводится такой пример:

 

«Заявитель А обратилась за назначением СВбр. Дата наступления социального риска согласно листу временной нетрудоспособности у данного лица - 01.08.2024 года. В расчете СВбр учтены социальные отчисления, уплаченные от максимального дохода 7-ми МЗП, от 2-х плательщиков, уплаченные одной датой - 19.08.2024 года за двенадцать месяцев (с августа 2023 года по июль 2024 года), предшествующей дате наступления социального риска. При этом, ранее участником системы обязательного социального страхования заявительница А не являлась. Согласно произведенному расчету, сумма назначенной СВбр составила 6 284 250 тенге».

 

  • В-третьих, приостанавливать выплаты тем, кто не имеет прописки или не смог ее подтвердить.


По данным ведомства, в Казахстане сейчас примерно 100 тысяч получателей пенсий и пособий без постоянной прописки, еще 28 тысяч имеют временную.

«В целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств предлагается приостанавливать выплату пенсий и пособий (в том числе пенсионных выплат по возрасту, за выслугу лет, государственной базовой пенсионной выплаты и государственных пособий получателям) лицам, по которым не подтверждаются сведения о постоянном проживании на территории Республики Казахстан».


  • В-четвертых, ограничить перечисления для казахстанцев, находящихся в стационарах и колониях.


  • Ну и, помимо прочего, Минтруда предлагает внести изменение и дополнение в статью 208 Социального кодекса по поводу учета времени ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности, при определении размера пенсионных выплат по возрасту.


Это, по мнению специалистов ведомства, «устранит дискриминацию при реализации прав неработающих отцов, осуществлявших уход за малолетними детьми, не достигшими возраста 3 лет при установлении им размеров пенсий по возрасту».


По информации министерства, в 2024 году Комитетом регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения МТСЗН РК было принято более 191 тысяч решений о назначении пенсионных выплат по возрасту, из которых 84 тысяч - мужчинам и 106 тысяч - женщинам.

 

Средний размер пенсионных выплат по указанным получателям составил 116,2 тысяч тенге. Из этого числа 52 тысяч женщинам учтено время ухода за ребенком до 3-х лет.

 

Численность отцов, осуществляющих уход за ребенком (являющихся получателями соцвыплаты по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком до полуторалетнего возраста) на сегодня 900 человек.

 

При этом отмечается, что для назначения пенсионных выплат по возрасту необходимо наличие не менее шести месяцев трудового стажа по состоянию на 1 января 1998 года:


«Таким образом, в силу своего возраста молодое поколение правом на пенсию по возрасту располагать не будет. Вместе с тем, при определении размера базовой пенсии статьей 206 Социального кодекса предусмотрен учет времени ухода за малолетними детьми как неработающей матери, так и неработающего отца».

 

Пока все предложения Минтруда носят рекомендательный характер.


Один из первых комментариев с обсуждением предложений оставила интернет-пользовательница под ником Джарлыгапова Дана.


Предлагаемые изменения, она считает ущемлением прав матерей:

 

«Ограничение Свбр среднемесячной 7 МЗП несправедливо для женщин, кто в 2-3 местах работает и за них платят соц отчисления больше, чем от 7 МЗП суммарно.

 

Касательно даты поступления социальных отчислений. […] Минтруда заведомо лишает беременную работавшую женщину права зачесть законный доход за месяц, предшествующий открытию больничного по беременности и родам? Беременная должна умолять бухгалтерию отправить за нее соц отчисления пораньше? А если бухгалтерия не захочет или не сможет это сделать? Потом, у некоторых работодателей бывают нерадивые бухгалтера или проблемы с ликвидностью, они вправе уплатить до 25 числа следующего месяца без штрафов и пени – и потом тоже вправе уплатить!

 

Борьба с мошенницами – это цифровая проверка всех сопутствующих платежей по фонду оплаты труда, а не нарочитое уменьшение дохода для формулы среднемесячного дохода за 12 месяцев».

 


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page