Налог на чистый воздух: алматинцам придётся дополнительно платить за личное авто
- Свидетель.kz

- 23 авг.
- 3 мин. чтения

На сайте «Открытые НПА» завершилось публичное обсуждение проекта указа акимата Алматы по охране атмосферного воздуха. Ключевым моментом проекта, вызвавшим наибольший резонанс, стало создание «зон с низким уровнем выбросов». Согласно документу, доступ в эти зоны будет бесплатным для транспорта, соответствующего экологическому классу не ниже Евро-5, и электромобилей. Владельцам остального автотранспорта придётся платить.
Где будут эти зоны?
В ходе обсуждения документа выяснилось, что такой зоной станет весь город Алматы. То есть все авто, передвигающиеся по городу и не соответствующие указанным экологическим классам, будут облагаться ежедневным налогом. Хотя в акимате не согласны со словом «налог», утверждая, что это «экологический инструмент», призванный сделать воздух в Алматы чище.
Сколько будет стоить?
Тариф ещё не определён, но известно, что будет действовать принцип – чем грязнее выбросы авто, тем больше сумма. У жителей города будет возможность приобретать льготный абонемент, стоимость которого будет «на порядок ниже, чем ежедневная оплата». Однако абонемент будет выдаваться только тем, у кого выбросы соответствуют установленным нормам. Если нет, то оплата на общих основаниях.
Как будут определять выбросы?
Только по фактическим данным, полученным в процессе прохождения ТО. То есть год выпуска и информация от завода изготовителя роли играть не будет.
Куда пойдут деньги?
В акимате обещают, что:
«Все поступления от этого платежа будут идти в местный бюджет города Алматы и иметь строго целевой характер и направляться исключительно на:
администрирование зоны (оборудование, контроль, информационные системы);
выкуп и утилизацию старых автомобилей;
меры поддержки бизнеса и граждан при обновлении автопарка;
развитие общественного транспорта и инфраструктуры (в том числе «перехватывающие парковки» и новые маршруты);
реализацию экологических мероприятий.
В акимате заверяют, что целевое расходование средств будет под жёстким контролем. В частности, ежегодно финансовый отчет будет публиковаться в специальном приложении информационной системы.
Что за выкуп старых автомобилей?
Планируется запустить программу, которая «позволит обновить автопарк города». Известно, что определённый транспорт может быть выкуплен для утилизации. Выкупу будут подлежать автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации, которые прибыли на пункты выкупа своим ходом. Об условиях выкупа информации нет, только сказано, что «по средней медианной стоимости», что конкретики не даёт.
Напомним, что сейчас за сданное авто в утиль можно получить не более 320 тысяч тенге, независимо от его состояния.
Риски
В Казахстане не производится топливо класса Евро-5, модернизация заводов пока только в планах. Использование другого топлива автоматически повышает количество вредных веществ в выбросах. Кроме того, качество бензина на АЗС оставляет желать лучшего. В акимате обещают усилить контроль за работой АЗС.
Введение «экологического инструмента» на фоне чуть ли не ежедневного удорожания жизни может вызвать социальный взрыв. По самым скромным подсчётам, среди недовольных нововведением и решивших активно высказать своё недовольство может набраться от 50 до 100 тысяч. (По статистике, ежедневно по дорогам мегаполиса передвигается не менее 300 тысяч машин, выбросы которых, в силу возраста, не соответствуют нормам, то есть платить придётся по самым высоким ставкам.)
В акимате заверяют, что всё просчитано и учтено, поэтому «принятие документа не повлечёт экономических и социальных последствий».
Общественный транспорт Алматы и в настоящее время не может обеспечить нормальное передвижение по городу, особенно в часы пик. И вряд ли переживёт резкое увеличение пассажиропотока.
Также есть риски роста цен на ТО и появления услуги «нужного результата», фиктивных прописок и так далее.
Если что, с кого спрашивать?
Ответ акимата:
Это не личный проект отдельных лиц. Документ разработан уполномоченным органом во исполнение Экологического кодекса; реализация ведётся через уполномоченную организацию (100% государственное участие) и под общественным контролем Экологического совета при акиме. Совет утверждает годовые планы, заслушивает отчёты городских служб, а программы поддержки населения и бизнеса принимаются постановлениями акимата и обеспечиваются бюджетом. Ответственность институциональная и публичная, а не «фамильная».
Когда это начнёт работать
В пилотном режиме проект планируется запустить с октября этого года. На первом этапе плата взиматься не будет.
«Сначала запускается «сухой пилот» – без штрафов и платежей, только с регистрацией транспорта и исследованиями. Это позволит собрать объективные данные и учесть социальные последствия. Платность будет вводиться только после анализа результатов и корректировок».
Сроки пилотного этапа пока неизвестны.
Мировой опыт
Создание платных зон практикуется практически во всех крупных городах мира. Но чаще всего они организуются в исторических центрах городов, где нет возможности перестраивать дорожную инфраструктуру. При этом в этих городах существует разветвлённая и качественная сеть общественного муниципального транспорта.
Например, метрополитен Барселоны, где количество жителей примерно 1,7 млн человек, насчитывает 12 веток и более 160 станций.
В Алматы, где, по официальным данным, сейчас проживает 2,3 млн человек, есть одна ветка метро и 11 станций. Ещё одну станцию начали строить в 2022 году и планируют запустить её в 2026.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ




