«Один пояс — один путь»: Казахстан как ворота в Европу
- Политпросвет.kz

- 16 июн.
- 3 мин. чтения
Президент Касым-Жомарт Токаев провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, прибывшим с визитом в Астану. В ходе встречи глава нашего государства констатировал, что отношения между двумя странами развиваются беспрецедентными темпами, а Китай остается крупнейшим торговым партнером Казахстана: в 2024году объем торговли достиг рекордных 44 млрддолларов.
Си Цзиньпин в свою очередь отметил, что отношения с Казахстаном прошли проверку на прочность в условиях меняющейся международной обстановки и продолжают развиваться. Китайская сторона выразила готовность расширять сотрудничество и поддерживать совместные проекты, которые приносят практическую пользу гражданам обеих стран.
Стороны обсудили планы строительства в Казахстане атомных электростанций. Президент заявил о готовности рассматривать китайскую CNNC в качестве одного из ключевых партнеров в этом проекте.
Также были затронуты перспективы развития культурных и образовательных обменов. Казахстан намерен поддерживать деятельность центров Конфуция и продолжит работу по открытию филиалов китайских вузов. 2025 год объявлен Годом туризма Китая в Казахстане.
– Китай никогда не ставит каких-либо политических условий в сотрудничестве с Казахстаном. Мы ценим вашу неизменную поддержку нашего суверенитета и гарантии безопасности. Мы поддерживаем миролюбивые инициативы Китая, высоко оцениваем ключевую роль вашей страны в построении справедливого миропорядка, – сказал Касым-ЖомартТокаев, подтвердив приверженность сотрудничеству в рамках ООН, ШОС, СВМДА, БРИКС+ и формата «Центральная Азия — Китай».
В рамках визита Си Цзиньпин также примет участие в саммите «Центральная Азия – Китай», по итогам которого ожидается подписание ряда соглашений, в том числе касающихся инициативы «Один пояс — один путь». Рассказываем, что это за проект, в котором Казахстан играет ключевую роль.
История и маршрут
Проект «Один пояс — один путь», призванный соединить Китай с Европой и Ближним Востоком через Евразию, стал крупнейшим геоэкономическимкурсом XXI века. Примечательно, что впервые эту идею председатель КНР публично озвучил в Астане в сентябре 2013 года.
Казахстан — первая страна на западном пути сухопутного Шёлкового коридора. Через нас проходят главные железнодорожные и автомобильные магистрали, соединяющие Китай с Россией, Кавказом, Турцией и Европой. Ключевыми точками экономического пояса являются Сиань, Алматы, Бишкек, Самарканд, Тегеран, Стамбул, Москва и Дуйсбург.
По оценке министерства транспорта КНР, транзит через Казахстан позволяет сократить путь товаров до Европы примерно в 5 раз по сравнению с морским маршрутом – с 45-60 до 10 суток. Главные элементы этого пути:
железнодорожный коридор Китай–Казахстан–Европас ключевыми станциями Достык, Алтынколь, НурЖолы;
автомагистраль «Западная Европа — Западный Китай», охватывающая Алматинскую и Туркестанскую области;
Транскаспийский транспортный маршрут –мультимодальный коридор через Актау и Каспий в Азербайджан, Грузию, Турцию и дальше в Европу.
Что построено
С 2013 года Казахстан и Китай в рамках инициативы «Один пояс – один путь» реализовали более 50 совместных инфраструктурных проектов, включая расширение транспортных узлов, строительство новых дорог и модернизация железнодорожных путей,а также энергетических объектов и трубопроводов.
Вот наиболее значимые из них:
сухой порт Хоргос – крупнейший сухопутный порт Центральной Азии;
автомагистраль «Западная Европа - Западный Китай» – трансконтинентальный коридор, где Казахстан завершил строительство 2787 км дорог;
логистический терминал COSCO в порту Ляньюньган(КНР) с долей КТЖ, дающий казахстанскому бизнесу выход к морю;
газопровод «Центральная Азия – Китай» (через Туркменистан, Узбекистан и Казахстан) – 1310 км по территории РК, пропускная способность более 55 млрд кубометров в год;
развитие индустриальных зон в Шымкенте, Караганде, Алматинской области.
Интересы сторон
Для Китая Казахстан — это:
транзитный хаб на пути в Европу;
источник энергоресурсов и металлов;
партнёр для «переноса» части производства на фоне переориентации внутреннего рынка КНР.
Для Казахстана же участие в инициативе означает:
развитие инфраструктуры на внешние деньги;
рост экспорта (в том числе продовольствия и урана);
возможность стать ключевым звеном евразийской логистики.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz


