top of page

«Открыто спекулируют на этой теме»… Казахстанский психолог возмущена тем, как в стране используют тему суицида для увеличения просмотров и продаж

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 15 апр.
  • 4 мин. чтения

Светлана Богатырёва, семейный психолог, суицидолог и руководитель фонда Just Support обратила внимание на то как в Казахстане, «одном из лидеров по суициду», журналисты некорректно освещают тему суицида, а пиарщики используют её для увеличения продаж.


«В то время как весь мир пользуется принципами ответственной журналистики в вопросах темы суицида, у нас в Казахстане, одном из лидеров по суициду, рекламщики и журналисты просто в открытую спекулируют на этой теме», - написала в понедельник Богатырёва на своей странице в фейсбуке.


Специалистка привела в пример несколько публикаций.


Одна из них – репортаж телеканала «КТК» о самоубийстве девушки в одном из жилых комплексов Алматы:


«Есть прямо видео процесса суицида, что вообще строго запрещено», - подчеркнула психолог.


В другой публикации – реклама суши.


По сюжету продавец останавливает мужчину, который готовится совершить самоубийство, спрыгнув с многоэтажного здания. Мужчина предупреждает, что его не остановить – «он всё равно спрыгнет». Тогда продавец с улыбкой говорит:


«Да прыгай, мне без разницы! Просто забери суши с собой!».


На вопрос «зачем», он отвечает:


«Мой папа любил суши».


К слову, реклама с подобным сюжетом ранее уже появлялась в аккаунте продуктовой ярмарки. С той лишь разницей, что героем видео был подросток и передать «на тот свет» его попросили «ананас для дедушки».


Как отметила Богатырёва, её обращения в eotinish ничего не дали. А вот инстаграм может заблокировать публикации «после накопления критической массы жалоб».


«Госоргны не реагируют, давайте хотя бы социальной сети пожалуемся на эти публикации, чтобы она их заблокировала. Может быть тогда до недобросовестных ньюс-мейкеров дойдет мысль, что что-то они делают не так.


Нажмите на три точки в инстаграм на этой публикации и там есть кнопка пожаловаться. выбрав пункт Суицид. Даже соцсеть понимает, какой контент не должен появляться, а до наших журналистов и маркетологов все не достучаться...», - написала Богатырёва.


Телеграм-канал Ayel рассказывал об Эффекте (синдроме) Вертера.


Это явление, при котором публичные сообщения о самоубийствах, особенно в средствах массовой информации, могут привести к росту случаев самоубийств среди людей, которые получают доступ к этой информации. Эффект назван в честь романа Гёте «Страдания юного Вертера» (1774), в котором главный герой кончает жизнь самоубийством. После публикации книги в Европе наблюдался всплеск самоубийств, многие из которых были похожи на описанные в романе.

Эффект Вертера относится к социальным явлениям «имитационного самоубийства», когда уязвимые люди, вдохновлённые новостями или рассказами о самоубийствах, решаются на этот поступок. В современном контексте эффект Вертера обычно связан с освещением самоубийств знаменитостей или трагических новостей, где описываются способы или мотивы самоубийства.

Социолог Дэвид Филлипс был одним из первых, кто эмпирически исследовал этот феномен. В его работе отмечалось, что после освещения самоубийств в крупных медиа увеличивалось количество суицидов среди населения.


Филлипс провёл анализ данных о самоубийствах в США с 1947 по 1968 год и нашёл, что через 10 дней после того, как самоубийство становилось публичным, показатели самоубийств значительно возрастали на 2,51%. Филлипс также отметил, что самоубийства чаще происходили, если в медиа подробно рассказывались методы и мотивация погибшего.


В дальнейшем другие учёные изучали самоубийства знаменитостей и их влияние на общество. Исследователи обнаружили, что после самоубийства известных людей уровень самоубийств непременно возрастал. Так, в 2014 году после смерти известного актёра Робина Уильямса был зафиксирован рост самоубийств на 10% в США.


Обсуждается в контексте эффекта Вертера и влияние некоторых фильмов и сериалов. После выхода первого сезона сериала Netflix «13 причин почему» в США был зафиксирован рост числа самоубийств среди подростков на 28,9%. Особенно сильное влияние этот эффект оказал на возрастную группу 10-17 лет.


По словам учёных, подростки наиболее восприимчивы к историям, которые упрощают проблему и в то же время романтизируют образ умершего. 


В 2021 году мета-анализ 50 исследований, касающихся эффекта Вертера, выявил, что публикации, которые нарушали рекомендации по этическому освещению самоубийств, увеличивали вероятность роста случаев самоубийства на 13%.


Для предотвращения эффекта Вертера ВОЗ и другие организации по вопросам психического здоровья разработали рекомендации для журналистов и медиа по освещению самоубийств:


Избегать сенсационности.


Не описывать детали методов самоубийства.


Подчёркивать, что помощь доступна, и указывать контакты кризисных центров.


Избегать романтизации или героизации лиц, совершивших самоубийство.


Напомним, в августе 2024 года в Казахстане вступил в силу Закон «О массмедиа», в котором появилась абсолютно новая cтатья, касающаяся «информации, пропагандирующей самоубийство».


Один из инициаторов нормы, исполнительный директор «Казахстанского Медиа Альянса» Канат Сахариянов, заявлял, что новый закон «может дать надежду на сокращение количества самоубийств среди казахстанцев». Об этом писало медиа inbusiness.kz.


«В апреле 2022 года мы провели экспертную конференцию, в которой приняли участие министерство культуры и информации, эксперты ЕС и ВОЗ, казахстанские психологи и суицидологи. Участники пришли к выводу о необходимости ответственного освещения суицидов в СМИ.


[…] Важно помнить: работа по предотвращению самоубийств не заканчивается с принятием закона. Необходимо продолжать обучение журналистов, развивать систему психологической помощи и проводить работу с населением», - говорил Сахариянов.


По мнению Сахариянова, «причины самоубийств многообразны и глубоки» и журналисты должны осознавать свою ответственность при освещении такой чувствительной темы:


«Научно доказано, и ВОЗ выпустила рекомендации на основе этих данных, что некоторые люди склонны к подражанию, особенно те, кто уже испытывает суицидальные настроения».


Статья 11 запрещает распространять информацию, которая может побудить людей к совершению самоубийства.


Это могут быть:


  • Данные о способах совершения самоубийства, в том числе, описание процессов, процедур, используемых средств и мест для совершения самоубийства.


  • Указания на самоубийство как на способ решения проблемы, положительная оценка самоубийства или описание преимуществ для тех, кто совершил самоубийство.


  • Прямые обращения о совершении самоубийства путем шантажа, просьбы, агитации или уговоров.


Напоминаем также телефоны для тех, кто нуждается в помощи:


• 150 – телефон психологической помощи;

• 111 – телефон доверия для детей и подростков;

• 112 – экстренная служба спасения;

• 1415 – телефон доверия для жертв бытового насилия.



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page