top of page

Поддержка и похвала от родителей улучшают речевое развитие детей в возрасте до 3 лет – исследование

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 25 июл.
  • 2 мин. чтения
ree

Международная группа учёных (из Великобритании, Норвегии и России) провела масштабное кросс-культурное исследование родительских установок и их влияния на развитие речи и словарного запаса в раннем детстве. Выводы исследования вчера опубликовало медиа «Мел».


Выяснилось, что чем больше родители хвалят, утешают, подбадривают и поддерживают ребенка, тем богаче становится его словарный запас. 

 

«При запуске и развитии речи в раннем возрасте ребенок нуждается в одобрении и отклике даже на незначительные достижения, будь то удачное звукоподражание или впервые произнесённый слог», — прокомментировала результаты исследования младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргарита Гаврилова.

 

В сборе данных приняли участие 3333 родителя (из Норвегии – 1060), Великобритании – 656, России – 1617). Каждый из них заполнил анкету для оценки интуитивных теорий воспитания и детально ответил на вопросы о речевом развитии своего ребенка в возрасте от 1 до 3 лет. Это помогло получить информацию о словарном запасе детей, а также о ценностях и установках в каждой отдельно взятой семье.


Любопытно, что во всех анализах материнское образование использовалось в качестве прокси. Учитывая, что в Великобритании и России отцы не имеют отпуска по уходу за ребенком или имеют очень ограниченный отпуск по уходу за ребенком, матери обычно заботятся о своих детях, а отцовское образование не использовалось в качестве прокси. 


«Россияне подходят к вопросам воспитания по-своему, в некоторых аспектах отличаясь от родителей из других стран. Так, в России многие родители опасаются, что чрезмерная эмоциональная отзывчивость и доступность взрослых может навредить развитию ребенка». Причем эта тенденция хорошо прослеживается в поведении взрослых, так как зачастую родители в России стараются не хвалить маленького ребенка «лишний раз», думая, что это сделает его слабым и избалованным вниманием.


[…] Кроме того, в российской выборке наблюдался гендерный эффект в экспрессивной лексике, что позволяет предположить, в соответствии с предыдущими исследованиями, что девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики, когда дело доходит до языкового производства».


Ученые также подчеркивают, что искусственная сдержанность и формирование дистанции в общении не приносят пользы для его речевого развития.


Добавим, в Казахстане, по информации Минпросвещения, больше 60 тысяч детей имеют речевые нарушения. Основной причиной такой статистики логопеды называют скудную речевую среду или нехватку живого общения.


В 2019 году Astanatv.kz сообщало, что за 10 лет число таких выросло на четверть:


«Практикующие педагоги говорят, в разы увеличилось число первоклассников, которым остро нужна помощь логопеда. В каждом классе - по 5-6 человек.


[…] Родители боятся детских медико-педагогических комиссий. Думают, что поставят постыдный диагноз и определят в специнтернат. Но запущенные логопедические проблемы приводят к сложностям в учебе, комплексу неполноценности».


Фото: zhenzhong/unsplash



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page