top of page

Почему в Казахстане агрессоры продолжают уходить от наказания?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 8 часов назад
  • 4 мин. чтения

В Казахстане с 2023 года громкие заголовки в СМИ, тезисы чиновников и депутатов обещали – с бытовым насилием началась непримиримая война. Главный посыл, который продавали обществу: «В новом законе примирение будет невозможно!», «Ударил – сядешь!», «Нулевая терпимость к насилию!». Было похоже на то, что общество наконец встало на защиту жертв, а законные лазейки для агрессоров избегать наказания закрылись.


Однако, похоже, система продолжает работать в режиме «понять и простить». Ведь позже посыл немного изменился – оказалось, примирение вполне возможно.


Сухая статистика


В отчёте Генпрокуратуры о работе правоохранительных органов в декабре 2025 года можно увидеть реальную картину по двум главным «бытовым» статьям, когда жертвами стали женщины: «Побои» (109-1 УК РК) и «Лёгкий вред здоровью» (108-1 УК РК).


Статья 109-1 «Побои»


  • Всего дел в производстве в декабре: 5703.


  • Дошли до суда (реальное наказание): 1969 дел (35% от находящихся в производстве).


  • Прекращены, в том числе за примирением сторон: 3106 дел (55%).


Статья 108-1 «Лёгкий вред здоровью»


  • Всего дел в производстве: 3611.


  • Дошли до суда: 1117 дел (31%).


  • Прекращены за примирением сторон: 1936 дел (54%).


То есть в 6 из 10 случаев, когда женщина снимает побои и пишет заявление, агрессор не несёт никакого наказания.


Дело закрывается, потому что жертва «простила».


Куда делся запрет на примирение?


В статье 68 УК РК «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением» в пункте первом говорится:


«Лицо, совершившее уголовный проступок или преступление небольшой или средней тяжести, не связанное с причинением смерти, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, заявителем, в том числе в порядке медиации, и загладило причинённый вред».


В четвёртой части статьи указаны исключения, то есть кому примирение не светит. И чётко указано, что нельзя примириться, если жертвой является ребёнок.


А в случае, если жертва – жена?


В пункте 9 исключений сказано: Положения настоящей статьи не распространяются на лиц, совершивших:


«уголовное правонарушение, предусмотренное статьями 108-1 и 109-1 настоящего Кодекса, в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности, установленного частью первой статьи 71 настоящего Кодекса, после освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон за ранее совершённое уголовное правонарушение».


Это может означать – если муж избил жену «впервые» (юридически), закон разрешает помириться. Дело закрывают.


С этого момента включается невидимый счётчик – срок давности по бытовым статьям – 1 год.


Если он избил её снова в течение этого года, мириться нельзя.


Если он потерпел и избил её через 1 год и 1 день, он вполне может считаться «впервые совершившим» и снова может мириться?


Хроники безнаказанности


Как показывает практика, нет никакой гарантии, что человек, поднявший руку на женщину один раз, не сделает это снова.


Предоставленный законом шанс на исправление может стать отсрочкой перед более страшным преступлением.


Дело Рахата Турлыханова


Звезде шоу-бизнеса дали 10 суток ареста за избиение жены в январе 2024 года. То есть за три месяца до принятия закона. Как выяснилось, это был не первый случай. Ранее Турлыханов уже поднимал руку на супругу, но дело закрыли за «примирением сторон». Не исключено, что «звезда» избежал бы наказания и на этот раз, однако этот случай получил широкий общественный резонанс.  


Дело Арсена Шакуова


Известный общественный деятель избежал наказания за нападение на жену. В середине января в соцсетях распространилось видео, на котором мужчина душил лежащую на полу женщину и, используя нецензурную лексику заявлял: «лучше я сяду, но убью».  Всё происходило в присутствии детей. В полиции сообщили:


«В отношении мужчины возбуждено административное производство. Материалы дела были рассмотрены в Специализированном межрайонном суде, где стороны примирились».


Любопытно, что в полиции подчеркнули — факт имел место быть год назад, в январе 2025, то есть, когда «Закон о семейно-бытовом насилии» уже работал.


Дело убийцы из СКО


Пожалуй, самый «дикий» пример гуманного отношения к бытовому насилию. Житель одного из сёл региона в 2020 году забил жену до смерти. Однако на свободу вышел уже через два года по условно досрочному. А в декабре 2025 года произошёл рецидив. Он напал на женщину в сельском магазине. За волосы пытался вытащить её на улицу и прекратил насилие только после того, как сотрудники магазина сказали, что всё фиксирует видеокамера. В полиции мужчина заявил, что решил «поговорить» с женщиной, потому что она запрещала ему видеться с их общим ребёнком.


Уголовное дело завели, но прекратили «за примирением сторон».


Статистика примирений создаёт иллюзию благополучия. Но насилие в отношении женщин в Казахстане по-прежнему продолжается.


Вот лишь несколько примеров:



Цитата из протокола:

«…в ходе семейного конфликта мужчина нанёс два ножевых ранения своей гражданской супруге. От полученных травм женщина скончалась спустя несколько часов».



Подсудимый Айбар Жанболат обвиняется в убийстве жены Айзат Жумановой. Родные Айзат утверждают, что пьяный муж до смерти избил женщину на глазах их двухлетней дочери. По их словам, перед смертью муж связал арканом, а затем на лошади волок по степи.



Нурай погибла 11 января 2026 года. По словам родственников, подозреваемый мужчина преследовал девушку, угрожал и запугивал её. В конце концов, он подстерёг Нурай у дома и ударил ножом. О деле Нурай высказался президент, и несколько сотрудников лишились должностей «за халатность».

 

 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page