top of page

Почему у мужской одежды так много карманов, а у женской так мало?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 17 сент.
  • 4 мин. чтения
ree

На протяжении веков по поводу карманов велось немало споров – один из главных вопросов: почему у мужской одежды так много карманов, а у женской так мало?


Похоже, этот вопрос стал актуальным как никогда, потому что в социальных сетях набирает обороты хэштег #WeWantPockets (мы хотим карманы). Редакция BBC разбиралась в теме «женских карманов». Мы публикуем выдержки из статьи.

 

Забудьте о погоне за идеальными джинсами, идеальной белой футболкой или идеальным маленьким чёрным платьем – ничто так не заставляет сердца биться чаще, как простой квадрат ткани. Но за всем этим беззаботным пылом скрывается подлинное разочарование: скромный карман долгое время был горячей точкой в гендерном разделении моды. Карманное неравенство не является чем-то новым – это многовековое разочарование. Хотя в последние годы этот вопрос всё чаще оказывается в центре внимания.

 

По мере того, как телефоны становились всё больше, женщины понимали, насколько безнадёжны их карманы. Опрос YouGov в Великобритании в 2020 году показал, что четыре из 10 женщин возвращали предмет одежды обратно на вешалку, как только понимали, что карманов нет.

 

В этом году восьмилетняя школьница обратилась в британский супермаркет Sainsbury's с вопросом, почему у их девочек в школьных брюках поддельные карманы, а у мальчиков – настоящие. «Девочкам тоже нужно что-то носить!» – заявила она. Представитель ритейлера пообещал разобраться в этом вопросе.

 

«Карманы стали символической и очень спорной частью мужской и женской одежды», –говорит Кэролайн Стивенсон, директор программы культурных и исторических исследований в Университете искусств Лондона. 

 

На модных показах осень/зима 2025-2026, которые задали тренды того, что мы будем носить в ближайшие месяцы, были признаки того, что индустрия принимает это к сведению. Многие модели прогуливались по подиумам, крепко засунув руки в глубокие карманы. Карманов было много и у Prada,  и у Louis Vuitton.

 

Является ли это значительным сдвигом или просто мимолетным моментом в цикле моды, или это отразится на одежде, которую женщины носят в своей повседневной жизни, ещё предстоит выяснить.

 

«В XVI и XVII веках у женщин действительно был своего рода карман, – говорит Стивенсон. – У них было то, что они называли накладными карманами, которые завязывались вокруг тела и находились под юбками, у которых был разрез по бокам, чтобы можно было дотянуться до них».

 

Эти накладные карманы часто были богато украшены и использовались для хранения таких предметов, как ключи, деньги, носовые платки и наборы для шитья, а также ценных вещей, таких как часы, табакерки и пахучие бутылки.

 

«Они символизировали это чувство автономии, – объясняет Стивенсон. – Но они исчезли в конце XVII– начале XIX века, когда был введён стиль Регентства, и силуэты стали гораздо более облегающими».  

 

По мере того, как уходили карманы, исчезала и эта автономия.

 

«Если вы, будучи женщиной, не можете вынести свои ценности, это делает вас гораздо более уязвимой и зависимой от мужчин или слуг», –говорит Стивенсон.

 

Всё, что могло лежать в карманах, – деньги, ключи, банкноты, символизировало вещи, которые не должны были касаться женщин, такие как собственность, власть и частная жизнь. Некоторые женщины стали носить вместо этого небольшие сумки.

 

По словам Стивенсон, «это ещё одна вещь, которая делала вас более уязвимым, потому что это означало, что вы не могли по-настоящему использовать свои руки».

 

«Интересно, что карман стал одним из символических способов ответной реакции на стремление женщины к независимости и свободе»,– говорит Элизабет Эвиттс Дикинсон, автор новой биографии женщины, которая была полна решимости решить проблему кармана, американского модельера Клэр Маккарделл.

 

Например, сатирические карикатуры часто высмеивали суфражисток, засовывающих руки в большие карманы, как мужчины.

 

В книге «Клэр Маккарделл: дизайнер, который освободил женщин» Дикинсон исследует, как Маккарделл – чрезвычайно успешный дизайнер готовой одежды и одна из первых, кто получил свой собственный лейбл – стала первопроходцем в современном американском стиле, разрабатывая одежду, которая подходила не только женскому телу, но и их жизни.

 

«У Маккарделл было фундаментальное убеждение, что одежда должна быть красивой, практичной и удобной, и она понимала, что карманы – это больше, чем просто место для хранения вещей, –рассказывает Дикинсон. – Она понимала психологию одежды, и то, что иногда нужно просто что-то сделать руками. Эта идея засунуть одну руку в карман и откинуться назад заставляет вас казаться главным. Это позволяет вам казаться крутым без особых усилий. Это своего рода визуальное высказывание о том, что рука лежит в кармане». 

 

Она не была первым дизайнером XX века, который дарил женщинам карманы, – Коко Шанель уже делала это для тех, кто мог позволить себе её одежду, а её элегантные творения демонстрировали такие звезды, как Одри Хепберн, Мэрилин Монро и Джеки Кеннеди. Но Маккарделл разрабатывала дизайн для другой аудитории.

 

«Что было так важно в Маккарделл, так это то, что она была одной из первых, кто объединил высокий дизайн с массовым производством».

 

У Маккарделл не было времени на многие повторяющиеся аргументы против карманов, в том числе на то, что они портят силуэт.


«Она понимала конструкцию одежды и то, как идеально разместить карман, чтобы он сочетался с вещью и имел смысл. Её одежда была очень простой и элегантной, но такой технологичной».

 

Но усилия Маккарделл дать женщинам моду, которая соответствовала бы их жизни и амбициям, вскоре были сведены на нет новым лицом в моде. Практичная одежда была необходима во время войны, но как только она закончилась, новый образ Кристиана Диора отстаивал затянутую талию и пышные юбки, а также силуэт, который возвращал к традиционному представлению о женственности. Фантазия взяла верх над практичностью.

 

В 1954 году Кристиан Диор заявил: «У мужчин есть карманы, чтобы хранить вещи, а у женщин –украшения».

 

Ирония заключается в том, что коллекция Dior осень-зима 2025-26 – финал, разработанный уходящим креативным директором Марией Грацией Кьюри, – была полна их. Описывая одежду в заметках к показу, Кьюри сказала, что «силуэты прочно закреплены в настоящем, подчеркивая как функциональную роль одежды, так и роль, которую она играет в реагировании на современные желания».

 

Казалось, что это разворот на 180 градусов, но с Кьюри, первой женщиной-креативным директором дома, которую теперь заменил Джонатан Андерсон, и многими другими домами, включая Chanel, Versace, Celine и Alexander Mcqueen, возглавляемыми мужчинами, можно ли ожидать, что карманы останутся приоритетом?

 


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page