top of page

Правда ли, что в самолёте есть самое безопасное, «счастливое» место?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 28 авг.
  • 3 мин. чтения
ree

Какое место выбрать? Этот вопрос часто мучает авиапассажиров перед рейсами. Особенно он обостряется, когда в новостях сообщают об очередной авиакатастрофе. Можно ли повысить свои шансы на выживание, выбрав определённые места в салоне, или это очередной миф?

 

Немного общей статистики

 

Спрос на пассажирские перевозки растёт стабильно. По данным Международной организации гражданской авиации, в прошедшем 2024 году был зафиксирован рекорд – 4,53 млрд пассажиров. Это немногим больше, чем в доковидный 2019 год, а значит, отрасль полностью восстановилась. В среднем авиационный транспорт считается одним из наиболее безопасных. Но это если рассуждать на языке сухих цифр.

 

В 2025 году мир потрясла авиакатастрофа с участием самолёта Air India, в которой выжил только один пассажир. Самолет рухнул вскоре после взлёта на жилой район города Ахмадабад.

 

В катастрофе выжил только один пассажир – Вишваш Кумар Рамеш, который сидел на месте 11А, как и единственный выживший в авиакатастрофе 1998 года тайский актёр и певец Джеймс Руангсак Лойчусак.


По мнению специалистов, это просто совпадение, поскольку каждая катастрофа уникальна и условия крушения каждый раз отличаются, и то, что спасло человека в одной ситуации, в другой может оказаться фатальным.

 

На днях Reuters опубликовало целое исследование по этой теме. Журналисты провели анализ катастроф, в которых выжило менее 1%, а также опросили авиационных экспертов. Вывод неутешителен – при катастрофах, в которых выживает малое количество людей, как правило, посадочное место не даёт значительных преимуществ: «ни одно сиденье не является надёжно безопасным».

 

«В новейшей истории замечательную историю выживания Рамеша можно сравнить только с Байей Бакари, которая выжила в катастрофе рейса 626 авиакомпании Yemenia Airways недалеко от Коморских островов в 2009 году, когда ей было всего 12 лет. Она была единственной выжившей среди 153 человек на борту, выживаемость составила 0,7%.

Бакари в отличие от Рамеша сидела в задней части самолёта и умудрялась цепляться за кусок плавающего мусора в течение нескольких часов, пока её не спасли», – пишет Reuters.

 

На самом деле выжившие в крайних случаях не сидели в определённой секции, а были рассредоточены по всему самолету – от пилотов в кабине до стюардесс на заднем сиденье:

 

«За всю историю авиации из 45 аварий на рейсах, перевозящих не менее 50 человек, в которых выжили только от одного до пяти человек, Reuters определил номера кресел или примерное расположение мест для 20 из официальных отчётов о расследовании. В этих 20 авариях выжили 45 человек — пилоты, стюардессы и пассажиры».


По-другому обстоит ситуация, когда выживших значительно больше. Конечно, тут тоже имеют значение различные факторы, но фактор места тоже один из важных. По отчету Allianz Commercial наибольшие шансы для выживания даёт задняя часть салона самолёта, а наименьшие – носовая.


По статистике в хвосте выживает 69% пассажиров против 49% у носа.

 

Подтверждением подобного утверждения в Казахстане можно считать катастрофу самолёта Fokker 100 авиакомпании Bek Air. После отрыва лайнер не смог набрать безопасную высоту из-за потери подъёмной силы, пробил в защитное ограждение и врезался в двухэтажное здание. Погибли 13 человек, находившихся в передней части воздушного судна, включая командира.

 

Также большая часть выживших при крушении Embraer 190 авиакомпании AZAL находилась в хвостовой части. Катастрофа произошла в результате потери управления из-за механических повреждений самолёта. Обстоятельства катастрофы выясняются специальной комиссией, созданной Комитетом гражданской авиации Казахстана с участием всех заинтересованных сторон.

 

Значит ли все это, что при регистрации на рейс лучше выбирать задние ряды?

 

Как показывает статистика авиакатастроф за последние десятилетия, вероятность выживания пассажиров в задней части салона самолета всё же выше.

 

Это связано с тем, что при аварийных посадках и столкновениях задняя часть как правило остаётся неразрушенной, а пассажиры у хвоста имеют больший шанс воспользоваться запасными выходами, если носовая часть заблокирована.

 

Несмотря на то, что каждая катастрофа уникальна и исход зависит от множества факторов, выбор места сзади рядом с аварийными выходами может статистически повысить шансы на выживание при авиационных происшествиях.

 

 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page