top of page

Что происходит с тарифами на мобильную связь в Казахстане

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 8 часов назад
  • 5 мин. чтения
ree

С сегодняшнего дня казахстанские мобильные операторы Beeline, Tele2 и Altel начнут поэтапно повышать тарифы. Об этом они месяц назад уведомили граждан в совместном заявлении. За минувшее время по поводу повышения тарифов успели высказаться мажилисмены, направив запрос премьер-министру. Они попросили проверить, не злоупотребляют ли компании своим доминирующим положением на рынке связи, одновременно повышая абонплату на 20%. Ответ депутаты пока не получили.  


Наш редактор Маргарита Бочарова тоже направила запросы по теме в Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК), а также в Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития. Несмотря на то, что госорганы уклонились от ответа на ряд вопросов, мы попытались проанализировать ситуацию на рынке связи и то, какие изменения он претерпел за последние несколько лет. Спойлер: власти настроены переломить ситуацию с антимонопольными расследованиями в свою пользу, однако пока не сильно в этом преуспели.


Катарский холдинг


В конце сентября АЗРК опубликовало традиционный отчёт о состоянии конкуренции на отдельных рынках за 2024 год. Раздела про сотовую связь в документе нет, однако авторы отметили: приход катарского Power International Holding и покупка им 100% доли ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (бренд Tele2/Altel) вдвое сократил долю госучастия на рынке сотовой связи.


На вопрос, каким образом это обстоятельство отразилось на тарифах Tele2/Altel, в ведомстве нам не ответили. Между тем, с 17 января [день завершения сделки по покупке «Мобайл Телеком-Сервис»] до 24 ноября, когда стало известно о последнем крупном повышении тарифов, Tele2 сообщил об изменениях в стоимости различных услуг 12 раз — то есть тарифы увеличивались в среднем раз в месяц.


В перспективе ситуация не изменится — в интервью для Forbes об этом недвусмысленно высказался CEO телеком-группы Power International Holding. Михаил Герчук сослался на обязательства перед государством, сотрудниками и партнёрами. Отметим, власти до конца 2026 года по соглашению с Катаром лишены возможности расследовать тарифы и качество связи «Мобайл Телеком-Сервис».


Меньше проверок


27% казахстанцев не удовлетворены услугами мобильной связи – к такому выводу пришли в конце 2024 года исследователи, проводившие соцопрос по заказу государства. Однако клиенты предпочитают не жаловаться: в комитет по защите прав потребителей за 10 месяцев 2025 года поступило 68 тыс. обращений, и лишь около 3% из них связаны с качеством связи и интернет-услуг.


Минцифры старается реагировать (294 проверки качества услуг связи за три квартала 2025 года), но темп с 2022 года ощутимо снизился. Тогда за год удалось реализовать 1175 проверок и взыскать штрафов почти на 1,7 млрд тенге, сообщили нам в ответ на запрос. Всего же за последние пять лет количество проверок приблизилось к 3 тыс., а сумма штрафов достигла 6,3 млрд тенге.


Мобильный гигабайт и манипуляция


Одновременно с проверками качества связи профильное министерство продолжает утверждать, что стоимость 1 Гб мобильного интернета у нас по глобальным меркам находится на умеренно низком уровне (около 0,41 доллара). В качестве источника оценки Минцифры указывает на последние данные Cable.co.uk. Однако АЗРК ещё два года назад объясняло, почему ссылаться на этот рейтинг некорректно.


«Данный рейтинг не учитывает размер среднего ежемесячного дохода населения или уровень заработных плат», — отмечали антимонопольщики. Так, первое место в мире принадлежит Израилю (около 0,02 доллара), где средняя месячная зарплата в 4,5 раза выше аналогичного показателя по Казахстану. В Минцифры проигнорировали нашу просьбу предоставить данные с учётом уровня жизни населения стран мира.


«Революционные» поправки


Уже к 2023 году в АЗРК осознали главную претензию казахстанцев к сотовым операторам: внесение незначительных изменений в объём услуг на тарифном плане обязательно сопровождается повышением стоимости этого самого плана. Бороться с явлением решили на законодательном уровне, разработав совместно с Минцифры поправки в действующие Правила оказания услуг связи.


«Самым важным стало то, что мы указали, что внесение изменений в условия подключенных тарифных планов не допускается — за исключением изменения тарифов на основе обоснованных затрат», — объяснили тогда в Минцифры. Необходимость обоснования затрат, по задумке властей, и должна была создать трудности для злоупотребляющих публичными офертами операторов.

 

Мобильные операторы попытались оспорить нормативно-правовой акт сначала в административном порядке (безуспешно), а затем подали иск в специализированный межрайонный экономический суд Астаны. В результате всех последующих разбирательств изменения всё-таки вступили в силу, и глава комитета телекоммуникаций оптимистично сообщил о начале расследования по новой норме.

 

Как расследования буксуют

 

Правоприменительная практика внесла свои коррективы в идеальную картину Минцифры. Так, коллеги из Bes.media назвали норму об «обоснованности затрат» ярким примером того, как законы позволяют операторам связи бесконечно затягивать расследования. Компании обжалуют в суде буквально каждое движение АЗРК в их сторону, и инициированное расследование не стало исключением.


На руку операторам до недавнего времени играло то, что, согласно Предпринимательскому кодексу, при обращении в суд регулятор обязан был приостановить проверку. Таким образом, расследования затягивались на годы. Теперь — после очередных поправок — в АЗРК надеются эту практику искоренить. Подача иска больше не причина для приостановки приказов о начале расследования и направления запросов.


Тем не менее, в реальности ситуация пока выглядит неутешительно: в ответ на наш запрос в АЗРК сообщили, что в настоящее время мониторинг динамики цен на рынке сотовой связи приостановлен — снова «в связи с обжалованием операторами связи запросов агентства в суде». Антимонопольщики зафиксировали факты повышения операторами цен на сотовую связь в первом полугодии 2025 года.


Причины роста тарифов


Запросы данных необходимы специалистам АЗРК для продуктивного ведения расследований, ведь факторов, влияющих на ценообразование в сфере мобильной связи, много. В своём анализе от 2023 года антимонопольщики даже указывали: определить разницу между ценой услуг связи и предельными издержками их производства по спецформуле попросту невозможно.


Beeline, например, выделяет пять групп факторов, влияющих на ценообразование в области связи: прямые расходы на оказание услуг, общие расходы компании, инфляция и рост общих затрат, инвестиции в инфраструктуру сети, а также рост интернет-трафика и нагрузки на сеть. Другие операторы схожим образом описывали логику определения цен на свои услуги.


Как минимум по одному из этих факторов у АЗРК пару лет назад возникли вопросы к компаниям. Речь шла о ежегодном объёме инвестиций на поддержание и развитие сети, и, по данным Минцифры, с 2020 по 2022 годы объём вложений снизился почти вдвое (с 136 млрд тенге до 76 млрд тенге). Тем не менее, как нам сообщили в госоргане, с 2023 по 2025 годы операторы инвестировали в отрасль 769,2 млрд тенге.


Инвестиции, субсидии, прибыль


Несмотря на монопольное положение трёх сотовых операторов на рынке Казахстана, в публичном доступе можно обнаружить лишь финансовую отчетность компании Kcell. На её примере видно, что до 2023 года инвестиционные обязательства сотового оператора, как правило, не превышали размер чистой прибыли компании. Затем ситуация изменилась:


2020 год — 17,6 млрд тенге (прибыль), 4,4 млрд тенге (инвестиции)

2021 год — 32,5 млрд тенге (прибыль), 21,0 млрд тенге (инвестиции)

2022 год — 40,4 млрд тенге (прибыль), 17,8 млрд тенге (инвестиции)

2023 год — 32,9 млрд тенге (прибыль, 61,8 млрд тенге (инвестиции)

2024 год — 10,2 млрд тенге (прибыль), 53,7 млрд тенге (инвестиции)


При этом не стоит забывать, что речь идёт о компании, которая фактически контролируется государством и получает от него субсидии. Последние предоставлялись в виде снижения годовой платы за пользование радиочастотами на 90% с 2020 по 2025 годы. За это время Kcell получил, как минимум, 41 млрд тенге. Взамен оператор должен был финансировать проекты, связанные с широкополосным доступом в Интернет в сельской и городской местности.


К слову, финансовое бремя таких проектов Kcell делит с другими операторами. В 2022 году он, например, заключил соглашение о совместном использовании сети с ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». Стороны договорились о строительстве новых базовых станций и модернизации существующей сети (а потом даже судились друг с другом из-за невыполненных обязательств).


Однако так бывает не всегда. В 2023 году в АЗРК отмечали, что законодательством в области связи совместное использование радиочастот предусмотрено лишь на основании договора. В результате почти в тысяче сёл страны присутствует только один мобильный оператор, лишая потребителей выбора. Тогда ведомство ссылалось на опыт России и предлагало рассмотреть вопрос о внедрении обязательного совместного использования частот и средств связи операторами. Вероятно, идея так и осталась только в рекомендациях антимонопольщиков.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page