Что читают школьники летом в Казахстане и в мире
- Ayel

- 9 июл.
- 3 мин. чтения

Каждое лето миллионам школьников по всему миру задают прочитать книги. Летние списки чтения давно стали неотъемлемой частью образовательной традиции во многих странах.
Среди списков разных стран часто мелькают одни и те же произведения, и чем старше школьники, тем чаще они встречаются.
Но мировая классика не единственное, что задают школьникам. У национальных программ есть особенности.
Асель Маржакупова специально для Ayel разбиралась в рекомендуемой литературе.
В США задания по летнему чтению начинаются только с 6 класса, а до этого учителя рекомендуют читать по своему усмотрению, но на определённые темы: спорт, природа, семья и т.д. А чтобы зафиксировать достижения, ребёнок должен вести дневник своих активностей, в том числе записывать, какие книги он прочитал. Главная рекомендация – это постараться уделять чтению не меньше 30 минут в день, чтобы не потерять навык чтения.
Аналогичная ситуация в Канаде, где также нет списков обязательных к прочтению книг, всё на добровольной основе.
В Италии обязательные списки появляются со средней школы (начинается примерно с 11 лет). В список, который содержит чуть более 50 книг, входят сказки итальянских писателей, таких как Джанни Родари, Карло Коллоди и классические итальянские сказки. За лето каждому ученику нужно прочитать минимум две книги и подготовить презентацию для своих одноклассников, чтобы заинтересовать их прочитать именно эти книги.
В Турции между 7 и 8 классом (12-13 лет) стамбульские школьники должны прочитать за каникулы «Маленький герой» Линды Бэйли, Жюль Верна «От Земли до Луны», «Последний человек» Ли Бэйкона, Владимира Туманова«Спасение Джейден» и «Старый свиток», а также Анну Клейборн «История изобретений», Анну Черасоли «Математики», Ференц Молнар «Мальчишки с улицы Пала», Мависель Йенер «Ателье поэм» и Эзра Бахадыр Джесар «В коридорах Айя Софии».
В 9-10 классе (14-15 лет) в том же Стамбуле задают «Отверженные» Виктора Гюго, «Скотный двор» Оруэлла, «Человеческая комедия» Сарояна, «Шахматная новелла» Цвейга, «Вечернее солнце» Решата Нури Гюнтекин и речь «Nutuk» Мустафа Кемаля Ататюрка.
🇷🇺 В России читать летом нужно обязательно уже после 1 класса. В список входят не только русские народные сказки, но и рассказы для детей от русских классиков, таких как Крылов, Мамин-Сибиряк, Толстой. Кроме того, часть списка занимают детские стихотворения наподобие «Дяди Степы», «Доктора Айболита», «Детки в клетке» и другие.
Открытые источники отражают официальные позиции образовательных ведомств разных стран.
Например, в США нет централизованной школьной программы, школы делают упор на разную культуру и историческую справедливость. Подросткам рекомендуют читать про рабство, холокост и права человека.
Франция – акцент на красоту языка и стиля. Здесь чтение превращается в литературную тренировку, ведь читая Мольера и Флобера, поневоле начнешь анализировать синтаксис и даже пытаться общаться в духе классиков.
Япония выстраивает чтение вокруг ценностей характера, внутреннего роста и уважения к традициям.
Здесь читают книги из списка «Кадаи Тосё», которые часто включают произведения, которые имеют глубокий смысл, способствуют размышлениям или представляют важные социальные темы. Это формирует восприятие мира как созерцательного, сложного и многослойного.
В большинстве стран есть книги, которые из года в год появляются в школьных списках чтения. Часто в списках школьников мира есть «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, антиутопии «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. Неувядающая классика английской литературы «Оливер Твист» и «Большие надежды» Чарльза Диккенса и эпические поэмы Гомера «Илиада» с «Одиссеей» также плотно обосновались в списках. Сложная, но очень важная «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Моби Дик» Германа Мелвилла до сих пор в актуальных во многих странах.
В Центральной Азии прослеживается стремление вернуть национальную литературу в центр школьной программы: эпос «Манас» в Кыргызстане, классическая персидская поэзия в Таджикистане.
В Казахстане Министерство просвещения рекомендует определённые книги для самостоятельного летнего прочтения школьникам.
Для младших школьников 1-4 классов предлагаются казахские народные сказки, легенды и истории о батырах, подходящие по объёму. Среди книг также произведения Абая, Ахмета Байтурсынова, Ыбрая Алтынсарина, приключения Незнайки Николая Носова, Джордж Макдональд «Невесомая принцесса» и «Волшебник из страны Оз» Лаймана Френка Баума и сказки Пушкина.
Для учащихся 5-9 классов рекомендуются книги, соответствующие их образовательному уровню и интересам. Среди них: казахские героические эпосы, «Наша семья» Бауыржана Момышулы, Мухтар Ауэзов «Серый лютый», стихотворения Мукагали Макатаева, Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Николас Спаркс и другие. По мнению ведомства, эти книги должны развивать мыслительные и творческие способности, обогащать словарный запас и формировать нравственные качества детей.
Для старшеклассников предлагается художественная литература, «способствующая духовному развитию, совершенствованию эстетического вкуса и личностному становлению». Среди таких книг: Мухтар Ауэзов «Путь Абая», Жусипбек Аймауытов «Акбилек», Саттар Ерубаев «Мои сверстники», произведения Мухтара Шаханова, Вальтер Скотта«Айвенго», Джека Лондона «Белый клык».
К слову, два года назад ведомство составило список художественной литературы в рамках проекта «Детская библиотека». Заявлялось, что список сформирован из: 40% древней классической литературы, 30% «Литературы периода независимости», 24% лучших образцов мировой литературы».
Телеграм-канал Ayel отмечал тогда, что среди тех, кто работал над списком, не оказалось ни одного представителя детского издательства. Мы обсудили рекомендованные книги с Маликой Кохан, создательницей казахстанского детского издательства «Tentek». Прочитать её комментарии можно здесь https://t.me/ayel_kz/603
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz



