top of page

Школьные уроки труда: нужно ли возвращение к прошлому опыту?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 1 день назад
  • 5 мин. чтения
ree

В этом году в Казахстане стартует пилотный проект «Приобщение к труду и профессиям с раннего возраста». Его идея в том, чтобы ввести в детских садах начальное трудовое обучение. Пока в проекте будут участвовать 100 дошкольных учреждений, где воспитанников в игровой форме будут знакомить с разными профессиями и прививать любовь к труду.


Кроме того, в школах постепенно возвращают хорошо забытое старое – уроки труда. Ещё в 2022 году вице-премьер Ералы Тугжанов говорил о внедрении в школах предмета «Трудовое обучение». До этого момента долгие годы предмет назывался «Художественный труд», который  включал в себя, в том числе, и «Изобразительное искусство».


Кажется будто происходит возвращение к классическим урокам труда, которые мы знали в советский и постсоветский период. Но будет ли так, как раньше?


Редакция Ayel решила узнать у читателей, какими были их уроки труда, и как они считают – нужно ли в современном мире гендерное разделение в этом вопросе?


Лариса, 65 лет:


«Мои школьные годы пришлись на 70-е годы. Уроки труда у нас проходили с 5-го по 10-й класс включительно. Хочу сказать, что я благодарна этим урокам, потому что научилась там практически всему.


Нас учили делать выкройки, шить, готовить. Я помню все швы, которые нам показывали. Нас учили этикету: как правильно расставить тарелки, положить вилки-ложки. Мальчики строгали, резали, пилили.


Мой старший внук ещё застал раздельное обучение и кое-чему научился. Они делали модели парусников, что очень его заинтересовало, и он увлёкся этим как хобби. А у средней внучки уже не было труда как такового, потому что объединили труд и рисование. Ничему прикладному их не учили, это были просто уроки, где рассказывали об искусстве. Я противник гендерного равенства в этой сфере.


Девочка должна оставаться девочкой и уметь руководить домом, знать основы домоводства, уметь держать иголку в руках, готовить, а мальчик должен уметь строгать и пилить».


Арман, 41 год:


«Мои школьные годы пришлись на 90-е. То есть это было советское наследие. Хорошо помню, что уроки труда ставились сразу по три подряд. Это было токарное и столярное дело. Мы работали со стеклорезами, коловоротами, делали гайки, нарезали резьбу гайкам и болтам, делали табуретки, скалки, «толокушки» и прочую деревянную утварь. Мы это красили, вдыхая ядовитые пары советской эмали в закрытом невентилируемом классе труда; мы покрывали это лаком и этим тоже дышали. Делали всё то, что обычно делали раньше мужчины. В это время девочки шили, штопали, готовили.


Сейчас, я знаю, таких трудов нет. У меня есть племянницы, которые рассказывают, что сейчас на уроках труда они ничего не делают, каждый занят, чем хочет. Я считаю, что уроки труда нужны, примерно такие, какие были у нас, только более адаптированные под современные реалии. И уроки, на мой взгляд, должны быть общими. Мальчиков тоже нужно учить штопать и готовить, а девочек – держать в руках молоток, плоскогубцы, отвёртку. Потому что мы все – люди, и мы живём, каждый день делая что-то в быту».


Светлана, 55 лет:  


«У нас в школе были уроки труда, которые начинались с начальных классов. В самом начале нас учили пришивать пуговицы, держать иголку, делать различные стежки, учили работать с бумагой – делать аппликации, снежинки, гирлянды.


Начиная со среднего звена, девочек и мальчиков делили. Мы, девочки, учились готовить. У нас были альбомы, в которые мы записывали рецепты. Готовили на уроках, закрепляли дома. Когда блюда были готовы – угощали мальчишек, они были счастливы. Потом учились шить: фартуки, сорочки, юбки. Азы мы получили в школе, и те, кому нравилось работать руками, дальше выбрали себе профессию, связанную с таким навыком. Я любила эти уроки, и во многом это заслуга учителя. У нас была прекрасная учительница, которая вела с нами беседы, рассказывала простые истины из женской жизни, давала советы по сервировке стола, как подобрать правильно цвет в одежде.


Я считаю, что нужно делить мальчиков и девочек. Девочки должны получить все навыки ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны быть готовы к физическому труду».


Гульмира, 37 лет:


«Уроки труда были моим самым любимым предметом в школе. Во-первых, потому что не нужно было сидеть за партами и стоять у доски, а можно было проявлять себя творчески. А во-вторых, это реально было полезно. Можно сказать, что первые навыки готовки и шитья я получила именно в школе, а не дома. Перестала бояться плиты, острого ножа, кастрюли с кипящей водой. Именно после этих уроков у меня появился интерес к готовке, и я стала это делать регулярно дома. Шить мне нравилось меньше, но навык тоже приобрела. Мне кажется, современным детям такие уроки тоже помогли бы быстрее становиться самостоятельными. Но я за то, чтобы не было разделения по половому признаку. Я считаю, что мальчикам нужно уметь себя прокормить, ведь сейчас они часто уезжают учиться за границу. А девочкам по той же причине стоит уметь забить гвоздь, вкрутить лампочку или починить кран».


В СССР на протяжении десятилетий школьный урок труда был одним из немногих предметов, где происходило жёсткое гендерное разделение: девочек учили шить и готовить, мальчиков – работать с деревом и металлом. Это разделение не только отражало, но и активно формировало традиционные социальные роли: мужчины – рабочего и хозяина в доме и женщины – хранительницы очага.


После принятия Закона 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью», который ввёл производственное обучение в старших классах, гендерное разделение на базовом уровне стало устойчивой практикой:


Для девочек занятия проходили в специальных классах-кухнях, где ученицы осваивали кулинарию, кройку, шитьё и основы обращения с бытовой техникой.


Мальчики занимались в школьных мастерских, используя станки и верстаки. Они осваивали столярное, слесарное дело и техническое моделирование.


Даже при выборе рабочей профессии в рамках производственной практики этот принцип сохранялся: мальчиков готовили, как правило, к техническим специальностям, а девочек – к профессиям в лёгкой промышленности или сфере обслуживания.


В современном Казахстане предмет называется «Трудовое обучение», и его содержание значительно изменилось, став более технологичным и соответствующим современным образовательным стандартам.


В рамках предмета отсутствует строгое разделение по полу. Содержание программы больше ориентировано на формирование художественно-технологического образования, пространственно-образного и творческого мышления.


В начальных классах программа предусматривает изучение следующих направлений:


  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • техническое моделирование и конструирование.


В старших классах фокус смещается в сторону современных технологий и профориентации. Например, могут быть включены модули:


  • Производство и технологии.

  • Технологии обработки материалов и пищевых продуктов (элементы домоводства и работы с материалами).

  • Компьютерная графика. Черчение.

  • Робототехника.

  • 3D-моделирование, макетирование.


В целом, во многих странах образование активно движется к интеграции и отказу от гендерного разделения. В США в средней школе есть возможность выбирать модули по навыкам выживания, финансам, питанию, профориентации. Всё это – без привязки к половой принадлежности.


В Японии трудовое воспитание – это ключевой элемент менталитета, закладываемый с начальных классов через практику самообслуживания и коллективного труда. В европейских странах нет обязательного урока труда в школах, однако там активно проводятся курсы и мастер-классы по домоводству и другим прикладным навыкам, которые тоже являются общими для мальчиков и девочек.  


Стоит отметить, что в некоторых странах (например, в Великобритании) всё ещё существуют раздельные школы для мальчиков и девочек, особенно в старинных частных учебных заведений. В таких школах не только уроки труда, но и сам учебный процесс проходит раздельно, и содержание может быть адаптировано под мальчиков и девочек.


Однако это раздельное обучение является выбором школы и родителей, а не обязательным требованием на государственном уровне.


Разделять или нет?


Сегодня жёсткое разделение на уроках труда часто критикуется как архаичное и вредное, потому что:


Закрепляет стереотипы.


То есть не просто учит навыкам, а сообщает детям, какие сферы деятельности являются «мужскими», а какие – «женскими», тем самым ограничивая их будущий выбор.


Ограничивает. Мальчик, не умеющий приготовить себе еду, и девочка, не способная поработать с базовым инструментом, одинаково не подготовлены к самостоятельной жизни в современном быту.


Приводит к неравенству. Девочки лишаются возможности освоить инженерные и технические навыки, которые открывают путь к востребованным и высокооплачиваемым профессиям.



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
«Подросткам нужна не критика, а помощь». В Минпросвете заявили, что казахстанские школьники «вдыхают весёлый газ»

Вчера глава комитета по охране прав детей Министерства просвещения Насымжан Оспанова на своей странице в инстаграме рассказала о «тревожной» практике, которая, по её словам, распространяется сейчас ср

 
 
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page