51-летний бизнесмен, автогонщик, охотник, филантроп, ironman, писатель, постоянный участник рейтингов Forbes.kz, отец семерых детей (трое из которых – приёмные) начинал свой трудовой путь разнорабочим и плотником в строительной бригаде колхоза Червонный казак в родном селе Казнаковка (ВКО). А уже в 28 лет заработал свой первый миллион.
В 2023 году Forbes.kz поместил Айдына Рахимбаева на 12-е место списка богатейших предпринимателей страны, оценив его состояние в 620 млн долларов США. Предполагаемая выручка от его коммерческой недвижимости – 3,2 млрд тенге. Недавно владельцы BI group решили направить на восстановление жилья в пострадавших от паводков регионах 5 млрд тенге (это 1,8% от состояния предпринимателя). Оценив широту намерения, наш редактор Айгерим Мекишева изучила показатели этого крупнейшего в РК строительного холдинга, мажоритарным владельцем которого является Рахимбаев, и ознакомилась с деятельностью других компаний бизнесмена.
При изучении компаний (а их количество в орбите BI стремится к трём сотням) обнаружилось, что совокупный объём их госконтрактов составляет почти триллион тенге. BI строит социалку много и за большие деньги, в том числе, в формате государственно-частного партнёрства (ГЧП). Но доход BI прирастает ещё и за счёт крупных инфраструктурных подрядов, не говоря уже о строительстве жилья и БЦ. Сегодня в рамках истории о бизнес-империи Айдына Рахимбаева мы поделимся общей информацией о BI group и показателях дочерних предприятий General Contractors Group, входящего в структуру строительного холдинга. Будет и экскурс в госзакупки этих предприятий.
Частная компания Bi group Ltd.: общая информация
С момента основания в 90-х группа пережила некоторые юридические трансформации. Нынешняя холдинговая ЧК BI group Ltd., по информации сервиса Adata.kz, была зарегистрирована в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА) в октябре 2021 года. Её предшественница – АО «Билд инвестментс групп» – в этот же период была ликвидирована и снята с учёта в органах регистрации.
Отметим, что ценные бумаги АО в своё время можно было приобрести на KASE, однако в 2010 году компания допустила дефолт по купонным облигациям (объём выпуска по номинальной стоимости составил 3 млрд тенге). По заявлению тогдашнего Агентства финансового надзора (сейчас его функционал у Агентства по регулированию и развитию финансового рынка) эмитенты, допустившие дефолт, объяснили свои проблемы несвоевременным поступлением денег от реализации продукции и снижением объёма продаж. Известно, что 2010 год компания завершила с убытком 752 млн тенге, хотя годом позже дела наладились, и прибыль составила более 1,2 млрд тенге.
Теперь краткосрочные облигации TOO «BI-development» (можно сказать, это одна из основных «внучек» ЧК BI group Ltd.) торгуются на AIX (заявку можно было подать до 15 марта 2024 года). Инвест-брокеры обещают обладателям этих ЦБ 20% годовых в тенге и 8,5% – в долларах США.
По состоянию на сентябрь 2023 года (информация Jusan Invest) доля Айдына Рахимбаева в ЧК – 70,66%, у его ближайших партнёров – Бауыржана Исабаева и Асхата Омарова – 12,14% и 7,73%, соответственно. Оба, как и Рахимбаев, давно присутствуют в локальном рейтинге Forbes. На тот момент у BI group Ltd было 11 совладельцев. Помимо основателей, в списке оказались менеджеры компании, а около 3% находилось в казначействе холдинга. Сейчас (спустя полгода) в списке соучредителей уже 23 участника. Айдын Рахимбаев присутствует и в личном качестве, и через Частный фонд (ЧФ) Aidyn & Anar Rakhimbayev foundation, который, по документам, занимается доверительным управлением активов других фондов.
Структура компании и базовые показатели
Холдинг Bi group Ltd. представляет собой верхушку айсберга, в основе которого множество прибыльных прямых и косвенных дочек и так далее – вплоть до 7 уровня связей. Для удобства мы будем называть их косвенными дочерними или субсидиарными предприятиями.
Иерархию образуют несколько крупнейших дочерних холдингов, в состав которых входят компании разного рода деятельности – от девелопмента и строительства до образования и сферы развлечений.
Транспарентность BI group вызывает вопросы. Несмотря на определённую открытость Айдына Рахимбаева в соцсетях и прессе, консолидированных отчётов после ликвидации «Билд инвестментс групп» в открытом доступе не найти, что существенно усложняет сбор информации. Однако при помощи реестра Adata.kz мы насчитали в семействе BI более 260 прямых и косвенных дочерних предприятий (компании и филиалы), зарегистрированных в Казахстане. Их валовые налоговые выплаты за 12 месяцев составляют на момент написания материала около 60,8 млрд тенге. Материнский холдинг перечислил в бюджет 603,6 млн тенге в виде налогов с 2022 года.
По информации авторитетного отраслевого строительного ресурса Engineering news record (ENR), общая выручка (ревеню) компании в 2022 году составляла почти 1,5 млрд долларов США (571,06 млрд тенге по версии Forbes.kz), при этом стоимость новых контрактов за этот период равнялась примерно 1,4 млрд долларов. В области строительства зданий насчитывалось 77 проектов. Отметим, что в ENR Top-250 глобальных контракторов стройиндустрии Bi group находится на 193 месте (годом ранее – на 194). Кроме того, с 2018 года холдинг находится в списке крупнейших частных компаний Казахстана по версии Forbes.kz и в 2023 году занимал 6 позицию с чистой прибылью 46 млрд тенге. На фоне роста выручки (в 2018 году – 376 млрд тенге, в 2023 году – 658,1 млрд тенге) наблюдается сокращение рабочих мест в два раза – с 8000 человек до 3983 за 6 лет.
ЧК General contractors group (GCG): общая информация
Это одна из основных групп компаний холдинга BI, зарегистрированная в МФЦА в прошлом году. В неё входит порядка 46 компаний и их филиалов. Они занимаются разработкой строительных проектов, строительством жилых и нежилых зданий, дорог и автомагистралей, трубопроводов, линий электропередач и телекоммуникаций, консультативным сопровождением концессионных проектов и проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП), начальным и средним образованием, оптовой торговлей топливом, предоставлением офисных административных услуг, а также деятельностью общественных организаций.
Налоги прямых и косвенных дочерних предприятий: около 22 млрд тенге за год. Отчисления головной ЧК «GCG»: 20,7 млн тенге за 2024 год.
Общая сумма госзакупок: 908 млрд тенге (примерно с 2016 года). Среди контрактов – строительство конгресс-холла в Шымкенте (фактическая сумма договора: 16,6 млрд тенге), строительство моста через Иртыш на автомобильной дороге республиканского значения «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ» (38,8 млрд тенге, по информации Ratel.kz, стоимость может увеличиться почти до 70 млрд тенге), капитально-восстановительный ремонт жилых домов в Арыси (контракт на сумму около 229 млн тенге с местным акиматом был заключен в конце июля 2019 года – спустя примерно месяц после взрыва боеприпасов в воинской части, расположенной в этом городе. Фактическая сумма договора составила 206,5 млн тенге).
Ещё примеры госконтрактов: по информации реестра Adata.kz, сумма по допсоглашению к контракту «Строительство пожарного депо II типа на 4 автомашины» в Алматы между городским управлением строительства и BiGlobal (дочка GCG) составила 2,5 млрд тенге (изначально в договоре фигурировала сумма в 1,4 млрд тенге). Общие суммы по основным договорам между этими же контрагентами на строительство Центров инновационного творчества для детей школьного возраста в Алатауском и Наурызбайском районах Алматы перевалили за 18 млрд тенге (фактические суммы на сегодня: 4,9 млрд тенге и 7,8 млрд тенге, соответственно).
Также упомянем такие проекты из сферы госзакупок компаний из структуры GCG, как средний и текущий ремонт дорог и сооружений транспортной инфраструктуры в столичном районе «Байконур», строительство административных зданий, бульвара, театра, гребного канала, медиа-центра и других объектов в Туркестане.
«Дочка» ЧК GCG – ТОО «BiGlobal» и её совместные с Yda group предприятия
В перечень субсидиарных предприятий ЧК входит ТОО «BiGlobal» (прямая «дочка» GCG) и её СП с YDA Group (актив влиятельной турецкой семьи Арслан): ТОО «KTC Kazakh-Turkish Consulting», ТОО «ATM Petropavlovsk Hospital», ТОО «ATM Turkistan Hospital», ТОО «Astana Hospital», ТОО «ATM Kostanay Hospital».
В наших материалах представители семьи Арслан фигурировали как бывшие владельцы почти 3 га земли на территории Южного парка в Алматы, где собирались построить многоэтажный жилой дом. Кроме того, Yda group контролирует аэропорты Туркестана и Актау.
В 2019 году партнёры намеревались строить больницы в Туркестане, Петропавловске, Астане и Костанае в рамках ГЧП. Отметим, что за осуществление проекта ратовал бывший премьер-министр Аскар Мамин.
Стройки в Туркестане и Петропавловске были заморожены два года назад (как теперь выясняется, из-за удорожания стройматериалов). По первоначальным планам ввод объектов ожидался к концу 2022 года. Власти обоих регионов, столкнувшись с проблемой, планировали завершить строительство уже за счёт бюджетных средств, но летом прошлого года стало известно, что больница в Петропавловске будет достроена к 2025 году и как будто без увеличения стоимости. На момент заключения меморандума о строительстве 5 лет назад речь шла о 144 млрд тенге. Ввод больницы в Туркестане намечен на декабрь 2024 года.
У совместных предприятий госконтрактов нет. Госзакупки BiGlobal: 148,7 млрд тенге с 2016 года.
BiGlobal и строительство учебных заведений по госзаказу
По расчётам общественного объединения «Цифровое общество», опубликованным Exclusive.kz, субсидиарные предприятия BI – TOO «Kazpaco» и упоминаемое выше ТОО «BiGlobal» – в 2021 году получили 41% госконтрактов на строительство школ. Также коллеги обратили внимание на контракт BiGlobal с Управлением строительства Шымкента на строительство Дворца школьников на 500 учащихся.
Как выяснилось, у BiGlobal из 29 основных договоров есть два контракта на строительство дворцов школьников в Шымкенте – в мкр. Нурсат за 7,2 млрд тенге (это итоговая сумма, а фактическая, по информации портала госзакупок, 6 млрд тенге. По договору объект должны были сдать в конце прошлого года) и в мкр. Туран за 7,7 млрд тенге (тоже итоговая сумма, а фактическая пока 813 млн тенге, объект должны сдать в конце 2024 года).
При этом, по информации местного издания Otyrar.kz, заведение для учащихся в мкр. Туран тоже рассчитано на 500 человек, но его стоимость – около 9,4 млрд тенге. Ресурс утверждает, что Дворец школьников в Нурсате обошёлся бюджету в 8,3 млрд тенге.
Также BiGlobal активно строит школы в Алматинской и Жетысуской областях (мы насчитали 7 объектов на 1200-1500 человек и одну пристройку на 200 мест к средней школе имени Кемеля Токаева в Уштобе). Например, в 2022 году компания построила школу в Талгаре на 1200 учеников по цене более 2,3 млн тенге за место. Но уштобинская пристройка обошлась бюджету гораздо дороже – почти по 6,5 млн тенге за ученическое место. Для сравнения – по расчётам «Цифрового общества», стоимость ученико-места в стандартном казахстанском лицее в 2021 году равнялась 1,86 млн тенге, в 2022 году – 2,06 млн тенге.
ТОО «Binom Education» и строительство школ в рамках ГЧП
Школы сети Binom, построенные Bi group в рамках ГЧП, подвергались критике со стороны СМИ (например, Respublika.kz), а также мажилисменов за «избыточность» сумм, затраченных на строительство, – по 7,5 млрд тенге за каждую (в материале шла речь о четырёх первых школах, сданных в эксплуатацию в Астане).
Высшая аудиторская палата в своём заключении сообщила, что изначально утверждённое профильным госорганом инвест-предложение «Строительство школ в городе Нур-Султан» составляло 37,1 млрд тенге. Однако впоследствии стоимость увеличилась до 58,2 млрд тенге без проведения корректировки предложения, а инициатива реализована как проект ГЧП «Строительство и эксплуатация шести общеобразовательных школ в г. Нур-Султан». Разницу аудиторы трактовали как неэффективное планирование бюджетных средств, добавляя, что «в конечном итоге стоимость строительства одной школы выросла в среднем на 63,9% по сравнению с первоначальным планом и составила 7,9 млрд тенге (общая стоимость строительства 6 школ – 47,2 млрд тенге)».
Со стороны госаудита были и другие нарекания. Например, говорилось о нарушении статьи 32 закона «О ГЧП»: ТОО «Binom Education» («дочка» GCG) было определено в качестве частного партнёра при отсутствии у него материальных и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения своих обязательств.
Отметим, что школы Binom рассчитаны на обучение 2000 учеников в каждую из двух смен. Как впоследствии сообщал ресурс Globalnews.kz, школа в итоге была укомплектована и оборудована по самым высоким стандартам НИШ (Назарбаев интеллектуальные школы), одно ученическое место в ней обошлось заказчику в 2021 году в 3,75 млн тенге без прибыли подрядчика. С 30% прибылью – в 4,88 млн тенге. В 2022 году – в 5,41 млн тенге.
Помимо шести школ в Астане, BI построила две школы Binom в Атырау. Каждая рассчитана на 2000 учеников, стоимость строительства – по 10 млрд тенге.
Государство обязалось покрыть затраты BI Group на строительство и образовательные услуги в школах Binom в Астане в течение шести лет. В Атырау – в течение 5 лет. По истечении этого срока учебные заведения будут переданы компанией в управление государству.
В целом, на первоначальном этапе вклад государства в проект составлял 30%, а застройщика – 70%. При этом в соответствии с финансово-экономической моделью и с учётом мер господдержки в рамках программы «Экономика простых вещей» АО ФРП «Даму» должно было субсидировать кредит Binom Education в банке второго уровня с целью снижения ставки с 14% до 6%. К 1 апреля 2022 года, как пишут госаудиторы, были заключены соответствующие договоры между этим ТОО и «Даму» на общую сумму почти 21,6 млрд тенге.
TOO «Kazpaco»: КВИ-госпитали и школы
TOO «Kazpaco» (прямое дочернее предприятие холдинга GCG), среди прочего, строило модульные КВИ-госпитали. По сделанному два года назад заявлению экс-мажилисмена Жамбыла Ахметбекова, во время пандемии компания получила заказов на строительство 10 КВИ-госпиталей на сумму 78 млрд тенге. А «до этого BI Group построила аналогичные больницы в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте общей стоимостью 15 млрд тенге», – сообщил он в своём запросе на имя первого зама премьер-министра Романа Скляра.
Напомним, что расследование по факту хищения бюджетных средств при строительстве КВИ-госпиталей в Алматы и Шымкенте впоследствии было прекращено ввиду отсутствия состава преступления. По словам экс-премьер-министра Алихана Смаилова, в других регионах нарушения, допущенные подрядчиком, были процедурного, а не проектного характера. Немаловажно, что так называемый open book c проверкой затрат на строительство инфекционных больниц в Астане и Алматы так и не появился в открытом доступе.
Высшая аудиторская палата два года назад пришла к следующим выводам:
Во-первых, «используя преимущество неприменения укрупнённых показателей стоимости при разработке проектов строительства за счёт частных инвестиций», Kazpaco завысило затраты на строительство модульной инфекционной больницы на 270 мест в Алматы на 572,7 млн тенге. Впоследствии объект был продан акимату, который перед приобретением не провёл независимую оценку стоимости здания (всего государство приобрело у ТОО 14 модульных больниц).
Во-вторых, схожая схема отклонения сметной стоимости строительства наблюдалась при строительстве шести школ на 110 мест. Как писали госаудиторы, их тоже планировали продать акиматам. Согласно укрупнённым сметным нормативам (УСН 8.02-04-2020), стоимость строительства однотипной школы на 110 мест ниже, чем у Kazpaco, в среднем на 1,040 млрд тенге, или суммарно почти на 6,3 млрд тенге. Ко времени составления аудита одна школа – в селе Тонкерис Акмолинской области –уже была приобретена за 1,5 млрд тенге.
Общая сумма госконтрактов Kazpaco – 187 млрд тенге с 2016 года. Крупнейший заказчик – Управление строительства Алматы, сумма контрактов с ним – 73,2 млрд тенге. 13,4 млрд тенге из них – сумма по договору 2020 года, связанному со строительством быстровозводимой модульной больницы на 300 койкомест. Остальные средства были выделены на строительство нескольких школ в разных районах города по контрактам и допсоглашениям 2020-2022 годов.
Подписаться на @Shishkin_like
Комментарии