top of page
Фото автораСвидетель.kz

Зачем нужен онлайн-отказ от обработки персональных данных



Председатель Комитета по информационной безопасности Министерства цифровизации Руслан Абдикаликов сообщил, что до конца года казахстанцы смогут отозвать согласие на обработку персональных данных через eGov.



При этом СМИ акцентировали внимание на том, что граждане «получат это право». Однако право отзыва существует с 2013 года, когда был принят Закон «О персональных данных и их защите».



За 11 лет закон меняли и дополняли 24 раза.  



Изначально пункт 1 статьи 8 выглядел так:  



Субъект или его законный представитель даёт (отзывает) согласие на сбор, обработку персональных данных письменно или в форме электронного документа либо иным способом с применением элементов защитных действий, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.



В последней версии закона так:



Субъект или его законный представитель даёт (отзывает) согласие на сбор, обработку персональных данных письменно, посредством государственного сервиса, негосударственного сервиса либо иным способом, позволяющим подтвердить получение согласия.



Также в этом пункте есть уточнение:



При сборе и (или) обработке персональных данных, содержащихся в объектах информатизации государственных органов и (или) государственных юридических лиц, согласие предоставляется посредством государственного сервиса.



То есть новая услуга не более чем приведение сервиса eGov в соответствие с законодательством.


 


Куда интересней разобраться в вопросе, а какова вероятность воспользоваться правом отзыва согласия на обработку персональных данных?


 


Закон говорит, что в этом праве отказано только в двух случаях:


 


если это противоречит законам Республики Казахстан,


 


при наличии неисполненного обязательства.


 


Другими словами, вероятность отказать в сборе обработке и распространении персональных данных стремится к нулю.


Работодатели, госструктуры, финансовые институты, да и просто бизнес, согласно другим законам, обязаны собирать личные данные и делиться ими с государством и не только.


Например, банки предоставляют персональные данные клиентов Первому кредитному бюро. А работодатель делится с Министерством труда и теми же банками для начисления зарплаты.



В законах нет обязанности давать согласие на обработку своих данных, но также нет обязательства для собственников и операторов (тех, кто имеет право на сбор личных данных) оказать услугу при отказе. Нет согласия – нет услуги. И есть вполне законное обоснование «без объяснения причин».


 


Однако появление такой возможности в eGov можно использовать для очистки телефона от спама рекламных предложений. Ранее, чтобы сделать это, надо было ехать в организацию, откуда идёт реклама, и писать отказ. С появлением нового сервиса это можно будет сделать онлайн. Правда, пока только теоретически, проверять, как это работает, будем в конце года.  


 

 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

bottom of page