![](https://static.wixstatic.com/media/f2d3cd_c4169bec42724920ba01eb9d978163fe~mv2.jpg/v1/fill/w_980,h_1226,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,enc_auto/f2d3cd_c4169bec42724920ba01eb9d978163fe~mv2.jpg)
Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых квазигоскомпаниям Казахстана. Сегодня расскажем про ТОО «СК-Фармация» – единого дистрибьютора, который обеспечивает казахстанцев лекарствами в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи и ОСМС.
Компания была создана в 2009 году и изначально находилась в структуре ФНБ «Самрук-Казына». С 2015 года её учредителем является Министерство здравоохранения РК. Ежегодно через ТОО «СК-Фармация» проходят сотни миллиардов тенге, организация закупок нередко привлекает внимание Антикора, а некоторые из бывших руководителей компании были осуждены, в том числе, за хищение бюджетных средств.
В сегодняшнем обзоре – финансы, крупнейшие бенефициары сотрудничества с единым дистрибьютором и скандалы, связанные с его деятельностью.
Общая информация и финансы
ТОО «СК-Фармация» на 100% принадлежит государству, единственным участником компании является Министерство здравоохранения РК. Как говорится в финансовой отчётности, товарищество было создано с целью бесперебойного и своевременного обеспечения населения РК лекарственными средствами и медицинскими изделиями, а также поддержки и развития отечественного фармацевтического производства.
У компании есть 18 представительств в регионах страны, а также филиал «МобРезерв», зарегистрированный в мае 2024 года в Астане.
Финансовые показатели
По данным стратегического отчёта, в 2023 году «СК-Фармация» закупила лекарственные средства и медицинские изделия на сумму примерно 437 млрд тенге. Всего же с момента создания в 2009 году и по настоящее время она освоила на закупе лекарств более 2,9 трлн тенге (или 8,4 млрд долларов).
Прибыль единого дистрибьютора в 2023 составила 13,8 млрд тенге, что почти в два раза больше, чем в 2022-м. При этом налоговые отчисления компании за эти годы равняются 8 млрд и 9,7 млрд тенге, соответственно. Всего с 2015 года она выплатила в бюджет около 76,5 млрд тенге.
Ключевые управленцы «СК-Фармации» в 2023 году получили вознаграждение в размере 128,7 млн тенге (зарплата, премии и вознаграждения). Эта сумма распределялась на 5 человек – это бывший на тот момент председатель правления Ерхат Искалиев и четверо управляющих директоров.
Как заказчик в рамках госзакупок компания заключила почти 1500 договоров на 8 млрд тенге. Примечательно, что больше всего денег «СК-Фармация» тратит на аренду помещения в бизнес-центре Nursaya Deluxe. Сумма контрактов с ТОО «Nursaya Deluxe» с 2019 года составляет 974 млн тенге.
Бенефициары сотрудничества
Рассказываем про топ-5 крупнейших поставщиков, которые только за первые 6 месяцев 2024 года получили от «СК-Фармации» совокупно около 90 млрд тенге.
1. ТОО «КФК «Медсервис плюс»
Учредители – зарегистрированное в Швейцарии Inrocorp AG и казахстанское ТОО «Group Invest Management», у которого 10 владельцев. Руководит компанией предприниматель Жанат Умаров, стоявший у истоков её создания.
Налоги: 23 млрд тенге с 2015 года (из них 2 млрд в 2024 году).
За первое полугодие текущего года «СК-Фармация» закупила у ТОО «КФК «Медсервис плюс» лекарств и медицинских изделий на 24,7 млрд тенге.
2. ТОО «Ак Ниет»
Учредитель – KBI Invest FZCO, принадлежащее бизнесмену из списка Forbes.kz Кайрату Итемгенову. Налоги: 8,7 млрд тенге с 2015 года (из них 553 млн в 2024 году).
За первое полугодие текущего года «СК-Фармация» закупила у ТОО «Ак Ниет» лекарств и медицинских изделий на 22,5 млрд тенге.
3. ТОО «Стофарм»
До 2015 года учредителем компании выступала кипрская Pensadora Limited, которая сейчас ликвидирована. С тех пор данных об учредителях и бенефициарах фармкомпании в открытых источниках нет. Налоги: 11 млрд тенге с 2015 года (из них 1,4 млрд в 2024 году).
Несмотря на сокрытие информации о владельцах, ТОО «Стофарм» регулярно получает бюджетные деньги через «СК-Фармацию»: в первом полугодии текущего года речь шла о закупке на 15 млрд тенге.
Кстати, эти три компании не раз попадали в поле зрения Агентства по защите и развитию конкуренции. В начале года мы писали о том, что АЗРК в очередной раз обвинило их в сговоре и создании мнимой конкуренции при закупках ТОО «СК-Фармация» услуг хранения и транспортировки лекарственных средств. Как указывалось в заявлении Агентства, в некоторых случаях победа в конкурсе обеспечивалась за счёт незначительного снижения цены (на 0,0006% или 0,50 тенге), а в других «конкурент» предлагал значительное снижение цены (вплоть до 58%), а затем отказывался от подписания договора с ТОО «СК-Фармация». Компания объявляла повторный конкурс, где единственным участником уже выступало «нужное» товарищество.
4. ТОО «Р-Фарм Казахстан»
Дочернее предприятие российского АО «Р-Фарм», основанного в 2001 году бизнесменом Алексеем Репиком. Как писал «РБК», в 2022 году Репик вышел из бизнеса, а крупнейшими акционерами фармпроизводителя стали топ-менеджеры Василий Игнатьев (33%), Валерия Даева и Ольга Курьянова (33%).
ТОО «Р-Фарм Казахстан» зарегистрировано в 2016 году и за это время уплатило налогов почти на 2 млрд тенге (из них 435 млн тенге в 2024 году).
Сумма закупок «СК-Фармации» у ТОО «Р-Фарм Казахстан» в первые 6 месяцев этого года – 15 млрд тенге.
5. ТОО «Knyaz Pharma Ltd.»
Зарегистрировано в 2017 году в Алматы. Учредители – Анастасия Понеделкова, Сергей Бачищев и Алишер Бейсебай. Налоги: 464 млн тенге, из них 49 млн в 2024 году.
Сумма закупок «СК-Фармации» у ТОО «Knyaz Pharma Ltd.» в первые 6 месяцев этого года – около 12 млрд тенге.
Что касается производителей, сотрудничающих с «СК-Фармация», на первом месте по объёму в этом году идёт фармацевтическая фабрика «Нобел». В первом полугодии единый дистрибьютор закупил у неё препаратов на 22,4 млрд тенге. По данным отчёта за 2023 год, фабрикой владеет гражданин Турции Улусой Хасан Угур, у него 90% голосующих акций компании.
На втором и третьем местах – иностранные компании «Пфайзер» и «Рош» с объёмами закупок примерно по 19 млрд тенге на каждую. Несмотря на то, что «СК-Фармация» заявляет, что с каждым годом закупает всё больше препаратов у казахстанских производителей, объём закупки у алматинской фабрики «Нобел» в этом году увеличился лишь на 10% по сравнению с 2023 годом, а у «Пфайзера» – на 102%.
Часть 3. Скандалы вокруг закупки лекарств
«СК-Фармация» была создана, в том числе, чтобы экономить бюджетные деньги через закупку лекарств напрямую у производителей. При этом компанию периодически критикуют как за покупку дешёвых лекарств, так и за покупку дорогих. В 2010 году родители детей из Южного Казахстана, заражённых ВИЧ-инфекцией, возмутились тем, что «СК-Фармация» заменила оригинальные препараты на дженерики. В 2011 году по рекомендации Министерства здравоохранения Казахстана компания закупила оригинальные лекарства.
В 2013 году «СК-Фармация» стала участником любопытного процесса. На неё подал в суд учредитель – ФНБ «Самрук-Казына». Юристы фонда требовали признать незаконными долгосрочные договоры на поставку лекарств с пятью компаниями. Они были заключены на суммы, превышающие 10% собственного капитала ТОО «СК-Фармация», и компания не имела права на их заключение без решения Наблюдательного совета. Пока шли судебные разбирательства, ТОО «СК-Фармация» передали в доверительное управление Минздраву.
В 2019 году Informburo.kz рассказывало, как «СК-Фармация» купила дорогой препарат, когда есть дешёвый аналог. Сначала тендер выиграл индийский препарат «Катенокс», однако решением тендерной комиссии заявки «Катенокса» были отклонены, и победителем стал препарат «Клексан» производства Карагандинского фармацевтического комплекса. О владельцах этой компании мы рассказывали ранее. Через ТОО «Неотекфарм» она принадлежит Кайрату Боранбаеву, детям бывших членов российского правительства Андрея Дементьева и Андрея Реуса, а также ещё одному россиянину Павлу Милейко.
В 2020 году Антикор проверил работу «СК Фармации» и пришёл к выводам о забюрократизированности, коррупционных рисках, несовершенной системе логистики. В июле 2024 года Антикор снова пришёл к выводам о картельных сговорах, неконкурентных закупках и обмане потребителей. В пресс-релизе говорится, что в деятельности единого дистрибьютора имеются серьёзные коррупционные риски, а вся работа выстраивалась через посредников:
· Непрозрачность процессов заключения долгосрочных договоров способствовали необоснованному обогащению компаний, которые фактически не имели намерения развивать отечественное фармпроизводство.
· Ненужные «прокладки» обогащались, приобретая лекарства у производителей с последующей перепродажей СКФ. При этом такие поставки осуществлялись по максимальным ценам, без конкуренции через картельный сговор.
· Более половины аукционов по закупу лекарств проходили неконкурентным способом (всего 1 241 лот в период 2020-2023 годы).
· В деятельности 8 отечественных производителей (перчатки, шприцы, йод и др.) имеются признаки ввоза зарубежной продукции вместо их реального производства.
В самой компании по итогам проверки сообщили, что была разработана Дорожная карта, направленная на решение выявленных недостатков. Примерно в это же время на брифинге в правительстве министр здравоохранения Акмарал Альназарова объяснила, почему Минздрав не хочет упразднить «СК-Фармацию». По её словам, оптовые закупки выгоднее и помогают избежать сбоев, кроме того, если единого дистрибьютора не будет, закупом медизделий и препаратов будут заниматься акиматы.
Часть 4. Как менялось руководство «СК-Фармации»
С 2009 года в компании сменилось 12 руководителей. Некоторые из них занимали должность считаные недели, к примеру, предпоследний глава «СК-Фармации» Руслан Нурмуханов, который руководил ей всего месяц в июле этого года.
До пандемии компанию три года возглавлял Максим Касаткин. Его обвиняли в хищении бюджетных денег, предназначенных для закупки лекарственных препаратов в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. По информации следствия, лоббируя интересы ТОО «КазСибФармацея», он незаконно отклонил заявки конкурентов этой компании в ходе проведения тендерных процедур. Его предшественник Нуржан Алибаев тоже ушёл после скандала: Нурсултан Назарбаев, тогда ещё бывший президентом, на заседании правительства сравнил компанию с мафией и поручил сменить руководство.
В 2020 году компанию три месяца возглавлял Берик Шарип, которого обвинили в массовом заражении врачей во время пандемии ковида. Якобы он лоббировал интересы частной компании Inkar, которая не справилась с поставками средств защиты. «Произошёл срыв закупа необходимых СИЗ, защитных одноразовых костюмов, которыми не были своевременно обеспечены медработники, что повлекло к нарушению нормальной деятельности медицинских и других госорганизаций», – сказал в обвинительной речи прокурор. Кроме того, во время обыска у Берика Шарипа нашли оружие, которое он хранил незаконно. В итоге его приговорили к 3,6 года лишения свободы в колонии-поселении с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе и в квазигоссекторе. Он пытался опротестовать приговор, но безуспешно.
С августа этого года компанией руководит 52-летний Еркен Жакатай. В официальной биографии написано, что он более 30 лет работал в государственном и квазигосударственном секторе, а с 2021 года занимался бизнесом.
По данным Adata.kz, Жакатай является учредителем или соучредителем 6-ти компаний:
- ТОО «Baikenminerals» занимается добычей и обогащением прочих металлических руд. Налоги – около 15 млн тенге с 2018 года.
- ТОО «Atmo Capital Turkestan» занимается переработкой и консервированием фруктов и овощей, с 2023 года выплатило налогов на 153 367 тенге.
- ЧК «Atmo Prod Growth Ltd.» должна предоставлять некие финансовые услуги, но налоговых отчислений никогда не делала.
- ТОО «Ivoice Eurasia» занимается разработкой программного обеспечения, налоги в размере 322 787 тенге выплачивала лишь в 2020-2021 годах.
- ТОО «Кутты Тамыр» занималось деятельностью трастовых компаний и инвестиционных фондов, а ныне бездействует. Соучредителем этой компании является Асет Наурызбаев, бывший глава KEGOC.
- ТОО «Zhakatay group» занималось оптовой торговлей, ныне тоже бездействует.
Подписаться на @Shishkin_like