«1-й Ц» и «1-й Х»: в Казахстане всё ещё решают проблему трёхсменных школ?
- Ayel

- 3 сент.
- 2 мин. чтения

Вчера по всей стране прошли школьные линейки – видео с торжественных мероприятий появились в соцсетях и некоторые удивили. Так, телеграм-канал «За нами уже выехали» опубликовал два ролика аккаунтов vkurse_astana и eljan_bakit, где на кадрах видно, что первоклашки держат в руках таблички с буквами «1-й Ц», «1-й С», «1-й Х».
«В некоторых школах Астаны «новобранцев»распределили в несколько десятков первых классов. […] в одной только параллели – целая школа.
Одни комментаторы удивляются такому количеству классов, другие говорят, что это не предел: «Просто школ мало. У нас 29 классов по 28-30 детей ещё».
«Это в нашей 106 школе. Вчера на линейке до 1Ф объявляли», – говорится в публикации.
Проблему трёхсменных школ в Казахстане обещают решить не первый год. Но в некоторых регионах строительство новых образовательных учреждений всё ещё не поспевает за темпами роста количества новых учеников.
В 2023 году в начале сентября соцсети облетели кадры из переполненного детьми коридора 71-й школы в Астане. Как выяснили тогда журналисты, школа находится неподалеку от «Хан Шатыра», в кольце из «сплошных жилых комплексов», и в ней вместо 1200-1500 учеников обучаются более 5 тысяч детей.
В том же году сообщалось: в Астане количество школьников достигнет 256 тысяч, это на 20 тысяч больше по сравнению с 2022 годом. СМИ писали о том, что в городе работают 18 переполненных и восемь трёхсменных школ. В городском управлении образования обещали решить проблему строительством новых 11 школ на 15 700 ученических мест.
В середине июля руководитель городского управления образования Касымхан Сенгазыев пообещал, что проблема трёхсменных и переполненных школ будет полностью решена в 2024-2025 годах.
По итогам 2024 года Министерство просвещения отчиталось о введении в эксплуатацию «рекордного количества ученических мест»:
«В стране завершено строительство 257 школ на 373 тыс. ученических мест. Это решило вопросы 42 трёхсменных, 20 аварийных школ и дефицит ученических мест в 148 населённых пунктах».
По словам же министра просвещения Гани Бейсембаева, в 2024 году была «решена проблема около 70 трёхсменных школ», осталось более 30.При этом министр заявил, что до конца года «этот вопрос планируется полностью закрыть».
Бейсембаев подчеркнул, что строительство школ «сейчас сосредоточено в мегаполисах и регионах с наибольшей нехваткой ученических мест». То есть в Астане, Алматы, Шымкенте, а также Алматинской и Туркестанской областях.
Любопытно, что КазТАГ со ссылкой на проект Концепции региональной политики Казахстана на 2025-2030 годы пишет, что самая низкая обеспеченность школами в Павлодарской (57,9%), Акмолинской (60,8%) и Жамбылской (61,5%) областях, а также в Астане (61,6%)».
Сегодня утром Минпросвещения опубликовало такие данные: за последние годы количество трёхсменных школ в стране сократилось в 4 раза, число аварийных зданий – в два раза, а общий дефицит ученических мест снизился в 4 раза.
«Накануне нового учебного года в регионах открыли ещё 83 новые школы на 115 тысяч ученических мест, из них 57 – в рамках нацпроекта «Келешек мектептері». Ввод новых объектов позволил полностью ликвидировать вопрос трёхсменного обучения ещё в пяти регионах страны – Шымкенте, Алматы, Акмолинской, Карагандинской и Кызылординской областях», – говорится в сообщении.
По информации ведомства, сегодня 3 тысячи казахстанских школ работают в одну смену, более 5 тысяч – в две смены:
«До конца года завершат строительство ещё 111 школ на 140 тысяч мест. Реализация всех вышеназванных проектов позволит устранить трёхсменное обучение в большинстве регионов и дополнительно сократить дефицит почти 150 тысяч мест».
Всего в 2025-2026 учебном году в Казахстане должны построить 232 новые школы общей вместимостью 267 тысяч учеников.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz




