Бизнес-империя Тимура Кулибаева: что изменилось за два года
- Shishkin_like
- 3 часа назад
- 5 мин. чтения

О бизнес-империи одного из самых влиятельных бизнесменов страны мы начали рассказывать в конце 2022 года: в результате повествование заняло почти год и по объему растянулось на тринадцать частей. Сегодня наш редактор Маргарита Бочарова описывает, что изменилось в активах и влиянии Тимура Кулибаева за это время. Оказалось, количество выбывших из его портфеля активов как минимум в три раза превышает число приобретений.
Несмотря на это, говорить о существенных проблемах масштабной бизнес-империи не приходится — все основные активы, приносящие прибыль, все еще под контролем зятя экс-президента. Более того, Кулибаев продолжает вкладывать средства в свою зарубежную недвижимость (хотя и лишился ряда земельных участков в Казахстане), не устает судиться с инициаторами возврата активов в республику и сохраняет ощутимый авторитет в нефтегазовой отрасли.
Статус
В конце 2023 года Тимур Кулибаев покинул пост главы президиума Казахстанской ассоциации KazEnergy, объединяющей крупнейшие предприятия нефтегазового и энергетического секторов. Эту должность бизнесмен занимал с момента основания ассоциации в 2005 году. Спустя пару месяцев он лишился последней публичной должности, покинув кресло президента Национального олимпийского комитета. НОКом Кулибаев руководил с 2015 года.
Эти потери, однако, едва ли сказались на реальном положении зятя экс-президента. В этом году Кулибаева поместили на 673-е место в ежегодном рейтинге богатейших людей мира Forbes World’s Billionaires. Его личное состояние оценивается в 5,3 млрд долларов США, а основная сфера деятельности по-прежнему нефтегазовая. Казахстанские эксперты считают, что Кулибаев до сих пор — второй после министра энергетики самый влиятельный человек в упомянутой отрасли.
И хотя полноценного возвращения в публичную политику пока не состоялось, компании бизнесмена первыми вошли в новообразованный Союз инвесторов Казахстана. По задумке он займется «стратегическими вопросами развития экономики и улучшения инвестиционного климата» и не составит конкуренции «Атамекену». До этого Кулибаев укрепил свой имидж благотворителя: на ликвидацию последствий паводков в Атырауской области в 2024 году он выделил 30 млрд тенге.
Пожалуй, единственным ощутимым ударом по репутации бизнесмена за минувшие два года стало расследование Международного консорциума журналистов-расследователей #CaspianCabals. В нем авторы рассказывают о том, как принадлежащие Кулибаеву компании зарабатывали на крупнейших нефтегазовых проектах Казахстана, и как параллельно с этим зять экс-президента скупал дорогостоящую недвижимость за рубежом через оффшорные компании.
Суды
В 2023-2024 годах вокруг компаний Кулибаева развернулось сразу несколько судебных разбирательств. Часть из них касалась права собственности на землю. Например, ТОО «Кипрос» в судебном порядке лишили участка в Иле-Алатауском национальном парке, где якобы работала туристическая база «Южная». Вердикт не в пользу бизнесмена вынесли и суды из-за двух земельных участков, некогда принадлежавших Казахскому национальному университету им. аль-Фараби в Алматы.
За пределами южной столицы судебные тяжбы для «Кипроса» тоже складываются не очень удачно. В марте этого года у фирмы окончательно отобрали земельный участок на набережной реки Урал в Атырау. Предполагалось, что здесь будет пирс и пляжная зона. В мае же стало известно, что в государственную собственность вернули участок в прибрежной зоне озера Щучье. Чиновники выяснили, что «Кипрос» не осваивал эту землю более десяти лет.
Вместе с тем Кулибаев и сам инициировал разбирательства с государством в судах. Одним из ярких кейсов стала попытка взыскать с «КазМунайГаза» долг в размере 1,1 млрд тенге. Истцом выступило ТОО «Парк хранения сжиженного нефтяного газа», доля в котором осталась у бизнесмена (35%) и который продолжал распределять произведенный на Атырауском НПЗ газ. Суды в итоге встали на сторону нацкомпании. А позднее предприятие и вовсе оштрафовали на сопоставимую сумму.
Недовольство бизнесмена вызывает и работа комитета по возврату активов Генеральной прокуратуры. В середине прошлого года журналисты Nege.kz обнаружили в Судебном кабинете иски Тимура Аскаровича к госоргану, однако никаких подробностей дел в открытом доступе найти не удалось. В ноябре 2024 года стартовал обратный процесс — по иску комитета к Кулибаеву, но, как и в прошлый раз, детали дела правоохранители раскрывать не стали.
Зарубежное имущество
Весной прошлого года стало известно, что бизнесмен распродает свою недвижимость в Великобритании. Речь, в частности, шла про два находящихся по соседству лондонских особняка, которыми Кулибаев владел через компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах и в Люксембурге. Один из домов был продан инвестиционной компании North Wind Capital за 34,7 млн фунтов стерлингов, сообщало издание Financial Times.
Тогда же благодаря судебным документам выяснилось, что бизнесмен владеет зданием отеля в пригороде швейцарской Лозанны. Телеграм-канал «Выход к морю» писал, что власти кантона запретили владельцу здания сносить его ради строительства здесь более современной гостиницы. Инвестиции в проект оценивались в 20-30 млн долларов США, а разбирательства вокруг отеля начались еще в 2020 году, когда объект фактически перестал принимать постояльцев.
Несмотря на это, Кулибаев продолжает вкладывать деньги в зарубежную недвижимость. По данным того же «Выхода к морю», зарегистрированная в ОАЭ компания бизнесмена завершает строительство виллы на территории элитного поселка в Абу-Даби. Авторы поста предполагают (исходя из размера участка), что подобный объект может стоить не менее 24 млн долларов США.
Инвестиции продолжаются и в испанские проекты зятя экс-президента. Из корпоративной отчетности испанской Flinder Data SL Кулибаева расследователи узнали, что компания получила из неизвестного источника 4,15 млн евро. Кроме этого, в январе 2025 года журналисты обнаружили на побережье Средиземного моря еще одно поместье бизнесмена площадью почти 4,5 га, чья оценочная стоимость составляет около 10 млн евро.
Потери
В результате анализа мы нашли порядка трех десятков компаний, которые за последние два года исчезли из портфеля Кулибаева и формально перешли в собственность других людей. Большинство из них, впрочем, нельзя расценивать как значительную потерю. В сентябре прошлого года бизнесмен, например, продал свою долю в убыточном АО «Шубарколь Премиум», которое разрабатывает одноименное угольное месторождение в Карагандинской области.
В прошлом году Halyk Bank также закрыл сделку по продаже 100% акций своей кыргызской «дочки» консорциуму покупателей из инвестиционной группы Visor International DMCC (связана с казахстанским бизнесменом Айданом Карибжановым). Как писал «Курсив», сумма продажи банка неизвестна, однако в финотчетности организации активы «Халык Банк Кыргызстан», предназначенные для продажи, были оценены в 15,8 млрд тенге.
Интересно также, что в начале прошлого года Кулибаев вышел из состава учредителей управляющей компании Marden Property — здесь его интересы представляло ТОО «Mercury Properties». Компания имеет отношение к десяткам объектов по всему Казахстану, среди которых бизнес-центры, торгово-развлекательные центры и мультифункциональные комплексы. Большинство этих объектов, как мы писали ранее, в той или иной степени являлись и продолжают оставаться активами бизнесмена.
Среди других более-менее крупных активов, которых за последние годы лишился Тимур Аскарович, можно отметить ТОО «Force Trade Service» и ТОО «VLD-Alko». Эти бывшие дочерние компании VILED International специализировались на оптовой торговле напитками (вероятно, речь шла о люксовом алкоголе). Также в конце 2024 года контролируемая бизнесменом Joint Technologies вышла из состава учредителей ТОО «Geo Energy Group». Компания занимается геологоразведкой нефти и газа.
Приобретения
В портфеле бизнесмена за последние два года появилось около десятка новых компаний, которые мы смогли идентифицировать в бизнес-реестре. Мы выделили пять из них, отличающихся относительно высокими налоговыми отчислениями:
➔ ТОО «Evolution Development» (861,5 млн тенге с 2022 года) представляет собой строительную компанию, которая возводит в Алматы комплекс малоэтажных клубных домов под названием Dostyq 300. Проект реализуется совместно с Sensata Group. Мы уже рассказывали о том, как последняя связана с BI Group и семьей Бишимбаевых.
➔ ТОО «Dala Brand» (843,6 млн тенге с 2024 года) специализируется на складской логистике и выступает торговым дистрибьютором для таких сетей автозаправочных станций как Qazaq Oil, GasEnergy, Sinooil и Helios. Напомним, в первых двух Кулибаев выступает совладельцем, а другие принадлежат, в том числе, Данияру Абулгазину и семье Сарсеновых.
➔ ТОО «Қапшағай Бидай Өнімдері» (754,4 млн тенге с 2015 года) в прошлом году «в рамках расширения бизнеса» сменило владельцев, и в их число через «К-Агро Холдинг» вошел Кулибаев. Агропромышленный комплекс в Конаеве занимается производством комбикормов, муки и масел, а также имеет собственный элеватор, склад, железнодорожные пути и лабораторию.
➔ ТОО «Building Stroy KZ» (129,9 млн тенге с 2019 года) формально специализируется на строительстве дорог и зарегистрирована в столице. Компания имеет опыт участия в госзакупках, где по договоренности с госорганами или квазигосударственными компаниями занималась содержанием дорог. По данным Adata.kz, стоимость контрактов превысила 182 млн тенге.
➔ ТОО «Mercury Designs» (126,7 млн тенге с 2023 года) занимается продажей мебели для различных коммерческих объектов. Шоурум компании расположен в алматинском ТРЦ «Globus», который входит в число принадлежащих Кулибаеву торговых центров.
Подписаться на @Shishkin_like