top of page

В Алматы судят погибших пилотов компании Bek Air

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 3 дня назад
  • 3 мин. чтения

ree

 


В Турксибском районном суде Алматы идёт уникальный процесс – на скамье подсудимых никто не сидит. Обвиняемые – пилоты Fokker 100 компании Bek Air, потерпевшего крушение 27 декабря 2019 года в Алматы.


 


Суд без подсудимых


 


Обвиняемые погибли после крушения. 58-летний капитан воздушного судна Марат Муратбаев погиб на месте авиакатастрофы, а 54-летний второй пилот Мейржан Мулдакулов был госпитализирован. Его выписали из больницы 21 января 2020 года в стабильном состоянии, однако спустя неделю он умер.



В отношении пилотов рассматривается уголовное дело по части 3 статьи 344 УК РК (Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).



25 июля 2025 года судья Дастан Алмагамбетов дал старт разбирательству, которое досудебное следствие вело почти пять лет. С тех пор прошло уже пять заседаний (журналисты были допущены только на пятое), сейчас суд находится на стадии исследования материалов дела. В суде участвуют гособвинитель, прокурор главной транспортной прокуратуры, а также адвокаты, представляющие интересы потерпевших и погибших пилотов.


 


Экономия на безопасности


 


Рейс Алматы – Астана не успел набрать высоту. Самолёт снёс забор, врезался в двухэтажный коттедж. Погибли 12 человек, десятки пострадали.



Следствие уверено: причиной стала неполная противообледенительная обработка – пилоты якобы заказали облив только хвостовой части стабилизатора, оставив крылья без защиты. Прокуратура называет это следствием «политики экономии» внутри Bek Air.



– Муратбаев видел признаки обледенения, но отказался обрабатывать крылья, нарушив инструкции,

 – заявил прокурор Главной транспортной прокуратуры Нуржан Кайратулы. Он добавил, что у капитана было пограничное давление, и он принимал «Анаприлин» и «Кетанол», которые могли замедлить реакцию.



Адвокат пилотов Бейбит Кендирбаев возражает:



– Проверка была. В трёх точках крылья прощупали руками – сухо, чисто. Стабилизатор обработали. Лёд на иллюминаторах, который виден на фото, – это конденсат, а холод в салоне – из-за открытой двери перед вылетом.


Защита ходатайствует о вызове дополнительных экспертов, чтобы проверить выводы уже представленных в деле заключений. По словам адвоката Сергея Державца, часть экспертиз «дословно повторяет обвинительный акт», а в них отсутствует анализ фактора спутного следа от Airbus A321, взлетевшего за 1 минуту 46 секунд до Fokker 100, что меньше рекомендованного ИКАО интервала в 3 минуты.


 


Скорость принятия решений


 


В качестве свидетеля и специалиста уже выступил авиационный эксперт, бывший глава комиссии по расследованию катастрофы Нурлан Аккулов. Он сообщил:



записи в бортжурнале подтверждали готовность самолёта;



стабилизатор обработали с частичными нарушениями (сначала одну сторону, потом другую);



жидкость для стабилизатора должна была быть «тип-1» (для удаления льда), а не «тип-4» (для предотвращения образования).



Аккулов также подтвердил, что пилоты проводили тактильную проверку крыльев и, по словам Мулдакулова, дважды допрошенного перед кончиной, они были сухими.



В январе 2020 года пилот рассказал:



– Взлетали после «Эйрбаса» – нас тряхнуло, стабилизатор вёл себя странно. После удара в здание КВС закричал…


Также он подчеркнул, что прекратить взлёт они уже не могли – прошли скорость принятия решения.


 

Точку поставит суд


 


7 августа суд против пилотов Bek Air прокомментировал заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев. Журналисты спросили вице-премьера о том, что, если будет установлена вина пилотов, то могут ли их родных обязать выплатить компенсации пострадавшим и семьям погибших.



«Может быть, это и не вина пилотов. Это расследование должно поставить точку. Погибло большое количество людей. Какими бы влиятельными ни были люди, стоявшие за Bek Air, моё личное мнение: справедливость должна восторжествовать, люди должны получить компенсацию за то, что их родные погибли»,

– ответил вице-премьер.



Министр транспорта Нурлан Сауранбаев заявил, что основное расследование этой катастрофы завершено. Однако в министерстве начали проводить повторное внутреннее расследование.


 


Другие судебные разбирательства 


 


Это не первый суд о крушении самолёта Bek Air. В мае 2021 года ряд местных чиновников Талгарского района и риелтор были признаны виновными в продаже земли в поселке Гульдала, в районе, где в 2019 году потерпел крушение самолёт Bek Air. Их приговорили к различным срокам наказания.



В июне 2022 года ещё нескольких бывших чиновников акимата Талгарского района осудили за незаконное отчуждение и последующую продажу земель вблизи аэропорта Алматы в период с 2017-го по 2019 год.


Процесс продолжается дважды в неделю. Вердикта пока нет, но дело уже можно назвать беспрецедентным – судят тех, кого нет в живых.


 

Автор: Газиз Маради


 



 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page