В Алматы судят погибших пилотов компании Bek Air
- Свидетель.kz
- 3 дня назад
- 3 мин. чтения

В Турксибском районном суде Алматы идёт уникальный процесс – на скамье подсудимых никто не сидит. Обвиняемые – пилоты Fokker 100 компании Bek Air, потерпевшего крушение 27 декабря 2019 года в Алматы.
Суд без подсудимых
Обвиняемые погибли после крушения. 58-летний капитан воздушного судна Марат Муратбаев погиб на месте авиакатастрофы, а 54-летний второй пилот Мейржан Мулдакулов был госпитализирован. Его выписали из больницы 21 января 2020 года в стабильном состоянии, однако спустя неделю он умер.
В отношении пилотов рассматривается уголовное дело по части 3 статьи 344 УК РК (Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
25 июля 2025 года судья Дастан Алмагамбетов дал старт разбирательству, которое досудебное следствие вело почти пять лет. С тех пор прошло уже пять заседаний (журналисты были допущены только на пятое), сейчас суд находится на стадии исследования материалов дела. В суде участвуют гособвинитель, прокурор главной транспортной прокуратуры, а также адвокаты, представляющие интересы потерпевших и погибших пилотов.
Экономия на безопасности
Рейс Алматы – Астана не успел набрать высоту. Самолёт снёс забор, врезался в двухэтажный коттедж. Погибли 12 человек, десятки пострадали.
Следствие уверено: причиной стала неполная противообледенительная обработка – пилоты якобы заказали облив только хвостовой части стабилизатора, оставив крылья без защиты. Прокуратура называет это следствием «политики экономии» внутри Bek Air.
– Муратбаев видел признаки обледенения, но отказался обрабатывать крылья, нарушив инструкции,
– заявил прокурор Главной транспортной прокуратуры Нуржан Кайратулы. Он добавил, что у капитана было пограничное давление, и он принимал «Анаприлин» и «Кетанол», которые могли замедлить реакцию.
Адвокат пилотов Бейбит Кендирбаев возражает:
– Проверка была. В трёх точках крылья прощупали руками – сухо, чисто. Стабилизатор обработали. Лёд на иллюминаторах, который виден на фото, – это конденсат, а холод в салоне – из-за открытой двери перед вылетом.
Защита ходатайствует о вызове дополнительных экспертов, чтобы проверить выводы уже представленных в деле заключений. По словам адвоката Сергея Державца, часть экспертиз «дословно повторяет обвинительный акт», а в них отсутствует анализ фактора спутного следа от Airbus A321, взлетевшего за 1 минуту 46 секунд до Fokker 100, что меньше рекомендованного ИКАО интервала в 3 минуты.
Скорость принятия решений
В качестве свидетеля и специалиста уже выступил авиационный эксперт, бывший глава комиссии по расследованию катастрофы Нурлан Аккулов. Он сообщил:
записи в бортжурнале подтверждали готовность самолёта;
стабилизатор обработали с частичными нарушениями (сначала одну сторону, потом другую);
жидкость для стабилизатора должна была быть «тип-1» (для удаления льда), а не «тип-4» (для предотвращения образования).
Аккулов также подтвердил, что пилоты проводили тактильную проверку крыльев и, по словам Мулдакулова, дважды допрошенного перед кончиной, они были сухими.
В январе 2020 года пилот рассказал:
– Взлетали после «Эйрбаса» – нас тряхнуло, стабилизатор вёл себя странно. После удара в здание КВС закричал…
Также он подчеркнул, что прекратить взлёт они уже не могли – прошли скорость принятия решения.
Точку поставит суд
7 августа суд против пилотов Bek Air прокомментировал заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев. Журналисты спросили вице-премьера о том, что, если будет установлена вина пилотов, то могут ли их родных обязать выплатить компенсации пострадавшим и семьям погибших.
«Может быть, это и не вина пилотов. Это расследование должно поставить точку. Погибло большое количество людей. Какими бы влиятельными ни были люди, стоявшие за Bek Air, моё личное мнение: справедливость должна восторжествовать, люди должны получить компенсацию за то, что их родные погибли»,
– ответил вице-премьер.
Министр транспорта Нурлан Сауранбаев заявил, что основное расследование этой катастрофы завершено. Однако в министерстве начали проводить повторное внутреннее расследование.
Другие судебные разбирательства
Это не первый суд о крушении самолёта Bek Air. В мае 2021 года ряд местных чиновников Талгарского района и риелтор были признаны виновными в продаже земли в поселке Гульдала, в районе, где в 2019 году потерпел крушение самолёт Bek Air. Их приговорили к различным срокам наказания.
В июне 2022 года ещё нескольких бывших чиновников акимата Талгарского района осудили за незаконное отчуждение и последующую продажу земель вблизи аэропорта Алматы в период с 2017-го по 2019 год.
Процесс продолжается дважды в неделю. Вердикта пока нет, но дело уже можно назвать беспрецедентным – судят тех, кого нет в живых.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ