Введут ли в Казахстане фемицид?
- Свидетель.kz

- 1 день назад
- 3 мин. чтения

25 ноября, в Международный день борьбы с насилием в отношении женщин, Италия приняла исторический закон: в Уголовный кодекс добавлена отдельная статья о фемициде – убийстве женщины по гендерному мотиву. Наказание –пожизненное заключение. Италия стала четвёртой страной ЕС после Хорватии, Мальты и Кипра, закрепившей это понятие на законодательном уровне.
ООН приводит тревожные цифры: 137 женщин ежедневно погибают от рук партнёров или родственников. Казахстан – не исключение: трагедии повторяются с пугающей регулярностью.
Резонансные убийства женщин в Казахстане
Салтанат Нукенова
Одним из самых громких дел гендерного насилия стало убийство двухлетней давности в Астане, когда бывший министр экономики Куандык Бишимбаев убил Салтанат Нукенову. Женщина была жестоко избита – получила черепно-мозговую травму, множественные кровоизлияния.
В мае 2024 года экс-министр был признан виновным и приговорён к 24 годам лишения свободы по статье об убийстве с особой жестокостью и истязаниях. Дело вызвало широкий общественный резонанс с требованием системных изменений в защите женщин.
Яна Легкодимова
В последнее время на слуху был трагический случай с 23-летней Яной из Атырау. 18 октября 2024 года девушка вышла из дома, и больше её никто не видел. С 2024 по 2025 год шли поиски: её тело нашли 20 июня 2025 г. на берегу реки Жайык.
17 ноября 2025 года за убийство Легкодимовой суд приговорил двоих мужчин к пожизненному лишению свободы.
Дело стало шоком и символом жестокости: в материалах суда – переписки обвиняемых, признание в убийстве и признание в групповом убийстве.
Айзат Джуманова
Сейчас идёт громкий судебный процесс в Талдыкоргане: муж жестоко избил, а затем, судя по всему, волок жену на аркане за лошадью. Женщина погибла от травм.
Этот случай рассматривается как пример домашнего насилия, доведённого до смерти.
Дело из Талгарского района – убийство девочки отцом
10 ноября 2025 года в селе Тыздыбастау Талгарского района пьяный отец зарезал свою 15-летнюю дочь, нанеся ей 16 ножевых ранений. Девочка скончалась на месте.
Родственники и СМИ сообщают, что семья ранее неоднократно вызывала полицию из-за домашнего насилия, но меры не были приняты.
Мужчина задержан, возбуждено уголовное дело. Этот шокирующий случай стал очередным сигналом о проблемах с защитой жертв семейного насилия.
Компетентное мнение
Зульфия Байсакова, председатель правления ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана», директор кризисного центра «Жан-Сая», дала комментарий специально для «Свидетеля».
Правозащитница подчеркнула: проблема фемицида в Казахстане носит системный характер и требует не косметических, а структурных решений.
По словам Байсаковой, признание фемицида – это не просто термин. Это политическое признание того, что насилие над женщинами не является «частной трагедией» или «бытовым конфликтом». До сих пор системность отражает укоренившиеся модели доминирования и терпимости к жестокости. Государство должно называть вещи своими именами и только тогда возможно изменение подходов.
– Многие дела в Казахстане по-прежнему списываются на ссоры и семейные конфликты, – подчёркивает Зульфия Мухамедбековна. – Это позволяет правоохранительным органам избегать глубокого расследования, не анализировать длительный цикл угроз, унижений и насилия, который предшествовал трагедии. В итоге убийство представляется как внезапный всплеск эмоций, хотя чаще всего это закономерный итог многолетнего давления.
Байсакова также отметила проблему профилактики: ответственность за собственную безопасность фактически переложена на женщин. При этом госсистема раннего реагирования работает неэффективно: нет механизма персональной ответственности сотрудников за бездействие. Даже если женщина неоднократно жалуется на мужа, отсутствие реакции остаётся «ошибкой системы», а не чьим-то нарушением закона.
После громких резонансных убийств государственная реакция ограничивается совещаниями, комиссиями и поручениями, но не приводит к системным реформам. Пока не будет персональной ответственности – вплоть до уголовной – за игнорирование заявлений и ненадлежащее исполнение обязанностей, ситуация кардинально не изменится.
Статистика
За 10 месяцев 2025 года количество правонарушений, зарегистрированных в Едином реестре досудебных расследований по статье 99 (умышленное причинение смерти) – 318 (в отношении женщин – 99).
Всего совершено 44 632 преступления в отношении женщин (в 2024 году за тот же период – 45 341). Снизилось на 1.6%.
Кыргызстан хотел пойти дальше всех
Законы о фемициде также действуют в ряде стран Латинской Америки – Мексике, Аргентине, Чили. В большинстве этих стран наказание – от 30 лет до пожизненного, а дела расследуются как преступления особой категории.
Отметим, что в октябре этого года по инициативе президента Кыргызстана на общественное обсуждение вынесен законопроект, предлагающий возможность восстановления смертной казни. Как отмечается в обосновании законопроекта, его цель – усилить защиту жизни и здоровья детей и женщин от тяжких преступлений, включая изнасилования и убийства. Это произошло после резонансного изнасилования и убийства 17-летней Айсулуу.
В итоге Конституционный суд Кыргызстана отказал в возвращении смертной казни.
«16 дней против насилия»
С 25 ноября по 10 декабря в Казахстане прошла международная инициатива «16 дней активных действий против насилия в отношении женщин». Традиционно акция стартовала в Международный день борьбы с гендерным насилием и закончится в Международный день прав человека. Она объединяет более 180 стран мира.
В течение двух недель по всей стране прошли сотни мероприятий, охватывающих информационную, образовательную и социальную сферы. Цель – не только повысить осведомлённость женщин и девушек о праве на защиту, но и сформировать культуру нулевой терпимости к любым формам насилия.
Автор: Газиз Маради
Фото: shutterstock.com/Tiko Aramyan
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ





