Готов ли Казахстан пересмотреть нефтяные соглашения прошлых лет?
- Свидетель.kz

- 23 часа назад
- 3 мин. чтения

В начале 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству активизировать работу по пересмотру соглашений о разделе продукции (СРП/PSA) – ключевых контрактов, регулирующих добычу нефти и газа крупнейшими международными компаниями. Это поручение было дано в ходе январского совещания с экономическим блоком правительства.
Правовая подоплёка старых соглашений
Президент подчеркнул: речь идёт не о политике давления на инвесторов, а о восстановлении юридического баланса – многие контракты, подписанные в 1990-е, «не отражают современные интересы государства» и требуют «приведения в соответствие с экономической реальностью и экологическим законодательством». Эти договоры долго функционировали как неравные, оттягивая доходы от нефти в иностранные руки. Эта юридическая инициатива – попытка восстановить баланс права и интересов государства.
Соглашения о разделе продукции (PSA), заключённые между Казахстаном и западными компаниями в 1990-е годы, имели статус международных инвестиционных договоров и обеспечивались гарантиями стабильности законодательства. Это означало, что страна не могла в одностороннем порядке менять их условия.
Сделки с Гиффеном: корни неравных контрактов
Скандал Kazakhgate с участием американца Джеймса Гиффена считается одним из ключевых кейсов, из которых выросли многие несправедливые нефтяные соглашения.
Гиффен, работавший советником тогдашнего руководства Казахстана, обвинялся в передаче многомиллионных платежей чиновникам, чтобы обеспечить зарубежным компаниям выгодные условия – льготы, минимальные обязательства, преференции. Через его посредничество шли суммы свыше $84 млн.
Это создало прецедент: договорённости «за кулисами», не задокументированные полностью, с влиянием на будущие условия PSA. Тогда закладывались схемы, где инвестор мог диктовать параметры распределения, а государство фактически соглашалось на неравные условия.
Именно через сделки и влияние Гиффена нередко были размещены первые условия, которые позволили инвесторам сложить «неудобные формулы» в PSA.
Гиффена называли не иначе как «мистер Казахстан». Именно так – «мистер Казахстан» –зовут героя, сыгранного артистом Тимом Блэйком Нельсоном в фильме «Сириана», снятом по мотивам документального бестселлера «Не вижу зла».
Автор книги – оперативник ЦРУ Роберт Баер –
описывает Гиффена как человека, который имел в 90-е годы карт-бланш на представление казахстанских экономических интересов во всем мире.
Схемы Гиффена легли в основу структуры, в которой государство почти не могло вмешиваться: инвестор имел преимущество в интерпретации «затрат» и распределения прибыли.
Требуя пересмотра недобросовестных сделок, Казахстан фактически оспаривает наследие тех «чёрных ящиков», заложенных в 90-х.
Так что нынешние иски и пересмотр контрактов – это не просто действие «с нуля»: это попытка принять законные инструменты, чтобы исправить ошибки, заложенные много лет назад.
Что говорят эксперты
Нурлан Серик (замгендиректора ТОО PSA):
«Мы не говорим, что контракты по Кашагану и Карачаганаку должны быть расторгнуты или пересмотрены радикально. Речь идёт о взвешенной корректировке условий, чтобы соблюсти баланс интересов».
Олжас Байдильдинов, экономист-юрист:
«Эти контракты писались не для страны. Cost recovery позволяет годами не показывать прибыль –Казахстан получает долю только после того, как все затраты «окуплены». Но они бесконечно увеличиваются».
Международные и национальные процессы
Арбитраж по Кашагану (Женева)
Скандальные соглашения 1990-х годов, заложенные ещё во времена сделок Гиффена, сегодня стали предметом юридического пересмотра. Казахстан впервые за долгое время действует в правовом поле, используя международные и национальные механизмы защиты интересов государства.
В 2023 году Казахстан через компанию PSA LLP подал арбитражный иск против операторов проекта Кашаган – консорциума NCOC, в который входят Shell, Eni, ExxonMobil, CNPC, TotalEnergies и «КазМунайГаз».
Дело зарегистрировано в Постоянной палате третейского суда (Permanent Court of Arbitration, Гаага) и рассматривается в Женеве по регламенту UNCITRAL.
Сумма требований: около $13 млрд.
Основание: завышенные операционные расходы, снижавшие долю Казахстана по системе profit oil.
Юридическая стадия: процесс длится, слушания могут идти до 2028 года.
Согласно ICIJ (Международный консорциум журналистов-расследователей), консорциум получает до 98% выручки от нефти, что вызывает споры о «несправедливых условиях PSA», заложенных в эпоху приватизаций 1990-х.
Арбитраж по Карачаганаку (Стокгольм)
В том же 2023 году Казахстан инициировал иск к операторам месторождения Карачаганак – Eni, Shell, Chevron, Lukoil и «КазМунайГаз» – в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма (SCC).
Сумма претензий: около $3,5 млрд.
Основание: манипуляции с cost recovery – система возмещения затрат, по которой государство получало минимальную прибыль.
Эти дела не направлены на «разрыв» соглашений, а служат юридическим инструментом восстановления справедливого экономического равновесия.
Национальные суды (Астана)
Параллельно с международными разбирательствами продолжаются процессы в Казахстане.
В августе 2025 года Апелляционный суд Астаны отменил штраф Министерства экологии к оператору Кашагана на 2,3 трлн тенге ($4,2 млрд).
Суд признал, что экологическое ведомство допустило процессуальные нарушения при вынесении предписания – нарушение сроков и формы уведомления.
Решение не затронуло суть экологических претензий, а только процедуру, что оставляет возможность нового иска.
Юристы отмечают, что это решение является не поражением государства, а сигналом о необходимости юридической точности при контроле за транснациональными компаниями.
Верховный суд уже направлял это дело на новое рассмотрение, что подтверждает сложность и политическую чувствительность спора.
Автор: Газиз Маради
Фото: shutterstock.com/Pavel Mikheyev
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ




