top of page

Декларации чиновников и как зарабатывают их супруги

  • Фото автора: Shishkin_like
    Shishkin_like
  • 4 часа назад
  • 9 мин. чтения

К концу 2025 года госорганы начали публиковать декларации о доходах крупных госуправленцев за 2024 год. При этом обнародованные данные оказались крайне лаконичными – в полном соответствии с приказом главы Агентства по делам госслужбы от 27 декабря, который упростил требования к декларациям и внёс изменения в перечень сведений, подлежащих опубликованию. Теперь кроме ФИО автора декларации и его супруги (супруга) в документе должны быть отражены лишь сведения о доходах, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно (т.е. дополнительные доходы, с которых не были уплачены налоги работодателем – дивиденды, доход от продажи ценных бумаг, рента за недвижимость и т.д.). Поэтому во многих случаях чиновники отчитывались о нулевых доходах (ведь новый приказ, по сути, разрешил не обнародовать в декларации официальные доходы- зарплаты и бонусы), отражая лишь суммы, которыми пополнили семейный бюджет их жёны (причем, тоже – только включая доходы, подлежащие налогообложению самостоятельно). 

 

Такой подход к публичности вызвал больше вопросов, чем дал ответов: общественности не показали ни структуру имущества госслужащих, ни происхождение доходов. Также не продуман централизованный порядок публикации этих важных документов, поэтому госорганы и квазигоскомпании решают эту задачу по-своему, что создаёт определённые трудности с поиском деклараций.

 

Редакция Shishkin_like изучила опубликованные декларации и попыталась самостоятельно ответить на вопрос, какие источники доходов имеют супруги некоторых высокопоставленных чиновников. Кроме того, оценив отечественные декларации как не оправдавшие наших ожиданий, мы изучили, как обстоит дело с этими отчётами в США, ЕС (взяли за пример Францию) и России (где наиболее схожее с нами законодательство), и какую информацию должны раскрывать чиновники из этих стран. С этого и начнём наш сегодняшний обзор.

 

Декларации чиновников: мировой опыт

 

США


В 1978 году в США был принят Закон об этике в правительстве, согласно которому отчеты о доходах и имущества должны подавать (с последующим раскрытием для общественности) члены двухпалатного парламента и представители исполнительной власти, начиная с определенного уровня, а также президент и вице-президент. (Вместе с тем существуют определённые федеральные правила, не обязывающие президентов обнародовать декларации, и практика, когда кандидаты в президенты и президенты США на протяжении десятилетий публиковали финансовые отчёты лишь добровольно).

 

В целом же обнародование деклараций в США предусматривается для госслужащих и военных, начиная с определённых постов. Во многих американских источниках говорится, что на некоторых должностях федеральные служащие обязаны раскрывать информацию об активах, доходах, трудовых соглашениях, обязательствах, внешней деятельности и подарках – при поступлении на службу, а затем ежегодно. Судя по изученным нами данным, госслужащие на постах ниже президентского уже включают в декларации имущество – к примеру, недвижимость указана в отчёте вице-президента США Джей Ди Венса. Также отметим, согласно американскому законодательству, супруги имеют выбор – составлять совместную налоговую декларацию или две отдельные.

 

Франция

 

В 2013 году во Франции был принят закон, по которому декларации о доходах должны подавать члены правительства, лица, занимающие выборные должности на местном уровне, и лица, выполняющие полномочия по поручению госорганов. СМИ писали о выработке механизма, предполагающего, что депутаты и члены правительства должны будут направить декларацию в специальную независимую комиссию, которая, сверив полученные данные с налоговыми, кадастровыми и другими службами, предоставит их в открытый доступ. При этом в законе приведён перечень информации, которая остается конфиденциальной – адреса объектов недвижимости, имена совладельцев, названия банков и номера счетов. Созданию закона предшествовал скандал с незадекларированными счетами в швейцарских банках политика Жерома Каюзака.

 

Судя по имеющимся данным, в этой стране кроме доходов декларируется и имущество. Движимое имущество декларируется, если стоимость его единицы равна или превышает 10 тыс. евро. При этом французское законодательство не обязывает декларировать банковские счета детей. Таким образом, из французских деклараций можно узнать несколько больше информации, чем из американских, а СМИ после обнародования доходов президента и членов правительства регулярно эти данные разбирают.

 

Россия

 

В России обязанность подавать декларации при назначении на руководящую государственную должность была прописана уже в законе 1992 года. Но, судя по публикациям СМИ, даже в 1998 году, когда кроме самых высоких чинов отчитываться о финансах обязали и остальных госслужащих, ситуация с контролем и проверкой данных из деклараций, а также с наказанием за их несдачу не была приведена к единому знаменателю. Впрочем, сути это не меняет: в России изначально предполагалось, что декларации кроме доходов будут отражать подробную информацию об активах и вкладах.

 

До некоторого времени к раскрытию чиновниками своего материального положения относились серьёзно: в 2009 году российских чиновников обязали представлять информацию также о доходах и имуществе супругов и детей. Причём, по имеющимся данным, до определенного момента публиковалась информация о доходах и имуществе даже служащих муниципального уровня. Ситуация изменилась после начала войны в Украине: в конце декабря 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым декларации чиновников с 2023 года не будут публиковаться на сайтах ведомств и в СМИ на время вооруженного конфликта.

 

Отметим, что во всех рассмотренных странах, как и в Казахстане, декларации о доходах публикуются не централизованно. Но в России, к примеру, это отчасти решается с помощью гражданской инициативы и портала, где все сведения аккумулируются.

 

Другая проблема, возникающая при обнародовании деклараций, – проверка их достоверности. В 2019 году российские СМИ приводили мнение гендиректора «Трансперенси Интернешнл» Елены Панфиловой, которая объясняла, что главное – не столько факт декларации, сколько проверка того, соответствуют ли действительности сведения, указанные чиновником. В то время в России, как заявлялось, инициировать проверки могли общественные организации и Общественная палата (консультативно-совещательный орган). Какие возможности по проверке деклараций публичных лиц есть в нашей стране – вопрос неясный.

 

Как зарабатывают супруги госслужащих


Гульнар Досаева


Супруга бывшего акима Алматы, а ныне замглавы Администрации президента Ерболата Досаева – официально самая богатая из жён казахстанских чиновников. Она задекларировала доход за 2024 год в размере 2,3 млрд тенге (у самого Ерболата Аскарбековича задекларировано 14 млн тенге).

 

Как мы писали ранее, Досаев пришёл в государственный сектор из бизнеса, и супруга является доверительным управляющим его активов. Напомним о крупнейших из них.

 

- ТОО «ERC Holdings» занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. У компании не было крупных налоговых отчислений в последние годы, но через неё Досаевы владеют предприятиями, формирующими проект «Ерсай»:

 

ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор» является крупным подрядчиком на Кашагане. Компания создавалась как совместное предприятие казахстанской ЕРС Holdings и итальянской Saipem, но в 2023 году Lancaster Group Kazakhstan выкупила 50% доли «Ерсай» у итальянцев и теперь владеет компанией полностью, продолжая сотрудничать с Saipem на основании договоров. Налоги с 2015 года – 186 млрд тенге, но с 2022 года на общем фоне значительно сократились (в прошлом году, к примеру, составили 105 млн тенге).

 

ТОО «Морской порт Ерсай» занимается грузоперевозками по воде и хранением непродовольственных товаров. Налоги: 166 млн тенге с 2015 года.

 

- Через ТОО «Lancaster Investments Company» Досаевы владеют компанией Lancaster Engineering And Construction Services, которая занимается строительными работами. Налоги – 85,5 млн тенге с 2015 года.

 

Соучредителями компаний, в которых участвует Ерболат Досаев, являются его давние партнёры – Берик Каниев, Юрий Пак, Нурсултан и Гаухар Каппаровы (сын и вдова покойного бизнесмена Нурлана Каппарова), а также сама супруга Гульнар Досаева. Все они являются совладельцами холдинга Lancaster Group. В группу входит свыше десятка компаний, самые крупные проекты:

 

- Месторождение золота «Жалтырбулак» в Улытауской области. Согласно данным отчётности за 2024 год, Гульнар Досаева владеет 25,67% компании. Чистая прибыль АО «Жалтырбулак» за 2024 год составила 1,4 млрд тенге, налоги – 96 млн тенге (совокупно с 2015 года – 1,5 млрд тенге). До августа 2025 года АО владело 100% долей в ЧК «Altyntas holding LTD», а через неё – в ТОО «ГМК «Васильевское» и ТОО «Боке», которые занимаются добычей золота в Восточном Казахстане. Совокупные налоговые отчисления двух золотодобывающих компаний – более 2 млрд тенге за 12 месяцев. Сейчас Гульнар Досаева и её деловые партнёры владеют ЧК «Altyntas holding LTD» в личном качестве.

 

- АО «Tin One Mining» разрабатывает месторождение олова Сырымбет вблизи Кокшетау. Гульнар Досаева владеет компанией через цепочку Tin One Holding Limited – Lancaster Holding по данным отчётности на конец 2024 года. Налоговые отчисления компании показывают рост: если в 2024 году они составляли примерно 185 млн тенге, то в 2025-м – уже 378 млн тенге.

 

- Quantum Stem Schools совместный проект Lancaster с BI Group казахстанского олигарха Айдына Рахимбаева. Это сеть частных школ, где обучаются порядка тысячи человек. Forbes.kz оценивал приблизительный доход школы в 3,3 млрд тенге. Её налоговые отчисления стабильно растут и в 2025 году равнялись 638 млн тенге.

 

Другой бизнес Гульнар Досаевой

 

Вместе с Гаухар Каппаровой она занимается торговлей люксовыми товарами. Их ТОО «G and G гламур» имеет более 10-ти бутиков по Казахстану и за время работы выплатило около 10 млрд тенге в виде налогов.

 

ТОО «Ggonline» производит одежду и аксессуары, с 2021 года выплатило в бюджет около 86 млн тенге. Руководителем фирмы работает дочка Нурлана Сауранбаева, министра транспорта и экс-председателя правления АО «НК «Казахстан Темир Жолы».

 

9 декабря 2025 года Досаева вместе с Гаухар Каппаровой и Жанной Рахметуллиной стала учредителем ТОО «MaxGlamour» (розничная торговля одеждой, налоги с 2015 года – 2,4 млрд тенге). 

 

Долгое время Гульнар Досаева и Гаухар Каппарова были связаны с размещением наружной рекламы в Алматы, однако в конце 2022 года они продали долю в рекламном бизнесе АО «РТС Деко».

 

Как зарабатывают супруги госслужащих: жёны Жумангарина и Есекеева

 

Сания Садыкова – супруга вице-премьера – министра нацэкономики Серика Жумангарина

 

В декларации Серика Жумангарина не указан доход самого министра, зато его супруга Сания Садыкова в 2024 году заработала 88,7 млн тенге.

 

По данным Adata.kz, супруга министра не владеет какими-либо компаниями – такова ситуация на начало 2026 года. Forbes.kz писал, что задекларированную сумму женщина получила от инвестирования на рынке ценных бумаг.

 

Напомним, что несколько лет назад в СМИ появилась информация о том, что Жумангарины владеют 10-ю квартирами в Актобе общей стоимостью 1 млн долларов, и супругам их якобы подарили. Тогда чиновник подтвердил, что квартиры действительно принадлежали его семье, но о подарке речь не идёт: недвижимость была построена компанией, которую он создал в 90–е годы, долгое время квартиры не продавались, и в целях оптимизации налогообложения их решили переписать на Жумангарина как на частное лицо.

 

Мадина Бектурганова – супруга помощника президента Куанышбека Есекеева

 

Супруга Куанышбека Есекеева (у него нулевая сумма в декларации) Мадина Бектурганова получила в 2024 году 48,3 млн тенге дохода. Помимо общественной деятельности в сфере эстетической гимнастики женщина занимается бизнесом.

 

В 2019 году Бектурганова вошла в состав учредителей ТОО «Акылтас», занимающегося арендой и управлением собственной недвижимостью. Налоги ТОО за все время – 140 млн тенге

 

С 2014 года является единственным учредителем ТОО «Aldina CO» (первичный вид деятельности: оптовая торговля компьютерами и т.д.). Общая сумма налогов с 2015 года – 24 млн тенге.

 

С апреля 2014 года по 5 января 2026 года Бектурганова входила в состав учредителей ТОО «Академия гимнастики «Алан» (сейчас единственный учредителей товарищества – Томирис Есекеева, по всей видимости, её дочь). С 2015 года ТОО уплатило 210 млн тенге налогов.

 

В том же 2014 году Бектурганова учредила ТОО «Спортивный гимнастический комплекс» (вид деятельности: эксплуатация спортивных сооружений). Налоги за всё время: 1,6 млн тенге, причём до 2024 года отчисления были равны нулю.

 

Согласно аудиторскому отчету за 2024 год Мадина Бектурганова наряду с  ОФ «NNEF» (бенефициары - Динара Кулибаева, Галина Самарская) и Бауржаном Сагадиевым (племянник экс-министра образования и науки Ерлана Сагадиева), входит в число акционеров АО «Международный университет информационных технологий» (МУИТ). Её доля в вузе составляет 10%. Сумма налоговых отчислений учебного заведения с 2015 года – почти 9 млрд тенге.

 

Как ещё зарабатывают супруги госслужащих

 

Майра Кожатай, супруга заместителя министра обороны Каныша Абубакирова, который также в русле новых требований указал нулевой доход, задекларировала 34 млн тенге. Согласно Adata.kz, в 2013 году женщина зарегистрировала ИП «Қожатай». Вид деятельности – розничная торговля часами и ювелирными изделиями. Налоги в 2019-2022 годах – около 2 млн тенге.

 

Гульнур Дарбаева, супруга вице-министра нацэкономики Асана Дарбаева, указала в декларации 69,6 млн тенге дохода в 2024 году. По данным Adata.kz, она входит в состав учредителей ТОО «IRIS-A» (деятельность фитнес-клубов). Данных о налогах нет. Также Дарбаевой принадлежит ИП по аренде грузовых автомобилей и собственной недвижимости.

 

Аида Дюсембина, супруга руководителя аппарата акима Актюбинской области Досхана Амира, указала 27,5 млн тенге дохода за 2024 год. Согласно открытым источникам, она может иметь отношение к ИП с основным видом деятельности «аренда и управление собственной недвижимостью».

 

Нургуль Ластаева, супруга вице-министра транспорта Талгата Ластаева, по декларации заработала 5,3 млн тенге. С 2018 года до 28 октября 2025 года (дата ликвидации компании) она являлась учредителем и руководителем  ТОО «Lucky A» (вид деятельности: розничная торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями). Всего с 2018 года ТОО уплатило 896,7 тыс. тенге налогов, причём это произошло в 2019 и 2020 годах, в остальные годы выплаты равны нулю. В 2016 году Ластаева открыла ИП (розничная торговля продуктами питания в специализированных магазинах).

 

Дина Ауганбаева-Мусина, супруга председателя правления АО «Казахтелеком» Багдата Мусина (в декларации сумма его дохода равна нулю), заработала за 2024 год 35,5 млн тенге.

 

Известно, что Ауганбаева-Мусина руководит компанией, созданной ее супругом в 2025 году. В ноябре он зарегистрировал в МФЦА ЧК «BeInTech Kazakhstan Ltd.» (деятельность холдинговых компаний), у которой нет налоговых отчислений. Зато её дочернее ТОО «BeInTech» с 2019 года выплатило уже более 109 млн тенге. Компания занимается информационными технологиями.

 

Сама Ауганбаева-Мусина с 2020 года состоит в учредителях ТОО «Naimi.kz» (сервис по найму персонала, является частью инфраструктуры Freedom Тимура Турлова). Налоги – около 260 млн тенге с 2015 года (максимальные 66 млн тенге зафиксированы в 2024 году).

 

С 2021 года супруга Багдата Мусина единолично владеет ТОО «Imbir group», это спа-салон, выплативший с 2017 года в виде налогов 186 млн тенге. Более 100 млн тенге пришлись тоже на 2024 год.

 

Также супруга главы «Казахтелекома» является индивидуальным предпринимателем (основной вид деятельности – лизинг продуктов интеллектуальной собственности).  Налоги – около 15 млн тенге в 2019-2022 годах.


Подписаться на @Shishkin_like

 

 

Похожие посты

Смотреть все
Габидулла Абдрахимов и его новое место работы

На днях стало известно, что бывший аким Шымкента Габидулла Абдрахимов получил новую должность – он назначен  заместителем председателя правления по эксплуатации АО «Samruk-Kazyna Construction» . Значи

 
 
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page