Как TOR и беспилотники изменили контроль над дорогами
- Свидетель.kz

- 4 дня назад
- 2 мин. чтения

Не так давно началась полноценная работа цифровой платформы TOR, а также расширилось применение беспилотных летательных аппаратов для фиксации нарушений и мониторинга дорожной обстановки. «Свидетель» направил официальный запрос в МВД, чтобы понять, как именно работают эти инструменты и какие результаты они уже дают.
В ответе МВД подтвердило: беспилотные авиационные системы (БАС) и платформа TOR стали частью комплексного подхода к обеспечению дорожной безопасности. При этом ведомство сделало акцент прежде всего на функциональных возможностях технологий и практическом опыте их применения.
Воздушный мониторинг
По информации МВД, беспилотники используются для мониторинга транспортных потоков в реальном времени. С их помощью фиксируется интенсивность движения, выявляются участки возможных заторов и зоны повышенной аварийности.
Отдельное значение БАС имеют при оформлении дорожно-транспортных происшествий. Воздушная съёмка позволяет детально зафиксировать место ДТП, расположение автомобилей и следовую информацию. В МВД подчёркивают, что дроны способны оперативно прибывать к месту аварии даже в условиях плотного трафика, что помогает быстрее оформить происшествие и восстановить движение.
На данный момент такой подход внедряется в пилотном режиме в Астане.
Фиксация нарушений с воздуха
В сфере надзора за соблюдением ПДД беспилотники применяются для дистанционного выявления нарушений. В их числе:
превышение скорости;
выезд на встречную полосу;
нарушения дорожной разметки;
непредоставление преимущества пешеходам.
Высотная видеосъёмка позволяет фиксировать нарушения без прямого контакта с водителем и минимизировать человеческий фактор. По данным МВД, с начала текущего года с помощью БАС выявлено порядка 7,4 тысячи нарушений ПДД.
Какую долю это составляет по сравнению с наземными камерами и патрульными экипажами, в ответе не уточняется, однако МВД подчёркивает, что БАС рассматриваются как дополнение к уже действующим инструментам контроля.
Опыт Китая
В своём ответе МВД также ссылается на международный опыт, в частности – практику Китая. В крупных мегаполисах соседней страны беспилотники используются для ускоренного оформления ДТП и снижения влияния аварий на транспортные потоки. Этот опыт, по мнению ведомства, подтверждает эффективность воздушного мониторинга в условиях высокой плотности движения.
TOR: единая цифровая платформа
Для борьбы со «злостными нарушителями» МВД объединило цифровые инструменты и камеры в платформу TOR. Она используется для решения сразу нескольких задач:
отслеживание передвижения транспорта;
поиск разыскиваемых автомобилей по марке, модели и цвету;
выявление «опасных водителей» с агрессивным стилем вождения;
контроль водителей, находящихся за рулём без перерыва более восьми часов.
С помощью TOR, по данным МВД, уже выявлено 49 тысяч административных правонарушений.
«Уставший водитель» и развитие системы
Одним из направлений развития TOR стал проект «Уставший водитель», ориентированный на междугородные трассы. Его цель – снижение аварийности за счёт раннего выявления признаков переутомления за рулём.
Кроме того, МВД сообщает о запуске универсального сервиса приёма данных, который позволяет подключать к TOR различные типы камер и мобильных комплексов без сложной доработки системы. Это должно упростить расширение платформы и ускорить внедрение новых источников данных.
Оставшиеся вопросы
Ответ МВД даёт представление о том, какие инструменты используются и для каких задач, однако ряд аспектов пока остаётся за рамками публичного обсуждения. В частности, это:
масштабы применения беспилотников по регионам;
критерии, по которым TOR определяет «опасных» или «уставших» водителей;
принципы доступа к данным и их обновления.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ




