Как в Казахстане делают бизнес на генпланах
- Shishkin_like

- 25 июл. 2025 г.
- 7 мин. чтения

Последние недели новостная повестка предлагает казахстанцам окунуться в проблемы градостроительства. Власти Уральска вынуждены оправдываться за обновлённый генплан, изобилующий вставками про Караганду и Семей, а в Астане жители не обнаружили в представленном на суд общественности документе озёр Малого Талдыколя. Составители скорректированного генплана заявили, что водоёмов не было в нём уже в 2024 году, в момент утверждения правительством.
Наш редактор Маргарита Бочарова изучила государственный рынок градостроительного проектирования и рассказывает, какие частные игроки на нём присутствуют, как чувствуют себя здесь принадлежащие акиматам проектные институты, каков ежегодный объём госзакупок в этой сфере, и почему дискуссии о качестве генпланов в Казахстане, вероятнее всего, будут продолжаться ещё ни один год.
Государственные планы
Значительная доля бюджетных средств, выделяемых на разработку и корректировку генпланов в Казахстане, уходит в принадлежащие государству специализированные компании. Самая крупная из них — ТОО «Научно-исследовательский институт «Алматыгенплан». На её счету две сотни госконтрактов, чья общая стоимость превышает 10 млрд тенге. Заметим, кроме собственно проектирования компания осуществляет и надзорные функции — в частности, мониторит наружную рекламу для выявления нарушений и передаёт данные в налоговую. Так, в 2024 году благодаря инспекторам института бюджет пополнился на 5,3 млрд тенге.
С 2022 года «Алматыгенпланом» руководит архитектор-урбанист Асхат Садуов. Он входит и в состав Градостроительного совета города. В 2024 году его заместителя приговорили к 3,5 годам лишения свободы за мошенничество и подстрекательство к даче взятки чиновникам городского управления земельных отношений. Речь шла о 9,6 млн тенге за изменение целевого назначения участка. Кроме этого, сотрудница «Алматыгенплана» фигурировала и в другом громком уголовном деле: якобы именно она предложила бывшему главному архитектору города Алмасхану Ахмеджанову согласовать строительство ЖК «Династия» с нарушениями.
Вторым крупным игроком продолжает оставаться ТОО «Научно-исследовательский проектный институт «Астанагенплан». Его функционал в рамках госзакупок ограничивается профильной деятельностью. К настоящему моменту компания заключила порядка 160 договоров общей стоимостью 2,4 млрд тенге. Последние пять лет дорогостоящих госконтрактов у института практически нет, однако налоговые отчисления свидетельствуют о росте прибыли. По данным из аудиторского отчета, в 2023 году доходы от договоров с госучреждениями составили 2,4 млрд тенге. Вероятно, в системе госзакупок эти соглашения по какой-то причине не отражены.
С того же 2022 года институт возглавляет Руслан Жакупов. Чиновник имеет два высших образования — в области дизайна и права. Несмотря на юридическую грамотность, в 2023 году директор института был оштрафован за то, что несвоевременно обратился в суд с иском о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок. А в конце прошлого года аудиторы указали на нарушения, допускаемые столичным управлением архитектуры при принятии и оплате работ института. Кроме прочего выяснилось, что во взаимоотношениях сторон не обеспечено соблюдение требований законодательства о госзакупках.
Помимо двух институтов на рынке есть компания, имеющая в учредителях как государство (управление финансов Алматинской области), так и частное лицо (52-летний Арсений Пирожков, некогда работавший в «Астанагенплане»). Это ТОО «Almaty Region Master Plan», которое в 2023 году без конкурса получило контракт на разработку генплана G4 City за 2,6 млрд тенге. Подробнее об этом мегапроекте мы писали здесь и здесь. С 2023 года компания не предпринимала никаких попыток выиграть другие лоты, однако продолжает делать значительные налоговые отчисления — больше 600 млн тенге за 2024-2025 годы.
Частные игроки
★ ТОО «Урбостиль». За последние шесть лет работающая из Алматы компания в рамках госзакупок заключила контрактов на 1,7 млрд тенге. Внушительная доля этих денег (порядка 40%) досталась фирме через закуп из одного источника. Самые дорогостоящие контракты обеспечили власти Алматы, а известность, видимо, принесёт генплан города Конаева. В 2023 году он был презентован главе государства, а уже на следующий год компания получила многомиллионный контракт на корректировку документа.
ТОО «Урбостиль» долгие годы принадлежит 79-летней Любови Нысанбаевой. Кроме руководства собственным делом она председательствует в Союзе градостроителей Казахстана и Градостроительном совете Алматы. О последнем мы подробно писали два года назад, проверив участников на наличие связанного со строительством бизнеса. В 2023 году вокруг алматинского градсовета разгорелся скандал: вопреки требованиям законодательства эскизные проекты застройки города убрали из публичного доступа.
★ ТОО «Проектная фирма «Градо». Именно эта компания, зарегистрированная в Алматы, занималась последней корректировкой генплана Уральска. Несмотря на то, что она действовала на основании договора с профильным управлением городского акимата, мы не нашли соответствующий документ в реестре договоров госзакупок. Тем не менее, из открытых данных следует, что общая стоимость заключенных ею с госорганами контрактов за последние шесть лет составила 1,2 млрд тенге.
У проектной компании пять учредителей, самым известным из которых является 74-летний архитектор Аркинжан Маметов (он же и руководит предприятием). Маметов, как писали СМИ, участвовал в разработке генплана Алматы в 2002 году и нередко публично высказывался о градостроительной политике южной столицы. Однако больше всего денег с госконтрактов компания Маметова получала в Акмолинской области и Шымкенте. Среди способов закупок конкурс лишь незначительно преобладает над закупом из одного источника.
★ ТОО «Проектный институт «Казгипроград-1». С 2020 года алматинская компания в рамках госзакупок заключила почти сотню контрактов общей стоимостью 1,7 млрд тенге. Большая часть подрядов досталась компании в рамках конкурса, а география проектов лишь ненамного смещена к югу. Самый дорогой контракт в своей истории компании удалось выиграть в прошлом году: речь идёт о разработке градостроительных проектов для властей Кызылорды за 264,7 млн тенге.
Проектный институт принадлежит 31-летнему Антону Баркову (вероятно, в родстве с основательницей компании Валентиной Барковой) и 43-летнему Ильясу Темербаеву. Последний, как писали СМИ, в прошлом году представлял обновлённый генплан жителям Жезказгана, за его корректировку компания получила более 180 млн тенге. Добавим, в 2022 году власти одного из районов Актюбинской области попытались уличить «Казгипроград» в нарушении законодательства о госзакупках, однако суд встал на сторону подрядчика.
★ ТОО «KazGeoSaulet». Прошлый год стал для компании из Туркестанской области чрезвычайно удачным: ей удалось заключить с госорганами больше сотни контрактов. Общая стоимость договорённостей достигла почти 900 млн тенге, основной приток средств обеспечила Северо-Казахстанская область. Здесь компании доверили разработку генпланов десятков сёл. Примечательно, что до 2024 года успехи компании на поприще госзакупок были весьма скромными, налоговые отчисления редко превышали даже 1 млн тенге.
ТОО «KazGeoSaulet» принадлежит 34-летнему Зангару Аманбекову. Из судебных документов следует, что как минимум до 2022 года мужчина был связан с ТОО «ЮгГеоСтандарт». Эта фирма тоже занимается разработкой генпланов в рамках госзакупок, а владеет ей, вероятно, отец молодого бизнесмена, 68-летний Амир Аманбеков. С 2020 года его компания заключила договоров с госорганами на 1,7 млрд тенге. Большая часть средств поступила из Туркестанской области, где фирма и зарегистрирована.
Размер рынка и ценообразование
По нашим оценкам, в прошлом году рынок услуг по планированию в городских и сельских населённых пунктах мог достичь 13,4 млрд тенге. В этом году речь предположительно идёт об 7,3 млрд тенге (сумма включает не только генпланы). В своих подсчётах мы опирались на данные Adata.kz по объёму госзакупок в рамках пяти наименований товаров, работ и услуг:
➔ работы по градостроительному проектированию и планированию;
➔ работы по разработке генерального плана города;
➔ услуги по планированию города;
➔ работы по разработке / корректировке методологических документов;
➔ работы по разработке / корректировке нормативной или технической документации, технологических схем, паспортов, локальных смет.
По итогам 2024 года для отрасли характерен средний уровень конкуренции, а среди способов закупок преобладал конкурс. Цены на разработку или корректировку генпланов от контракта к контракту сильно разнились. Например, для Конаева такую работу оценили в 265,5 млн тенге, для Степногорска — в 85,8 млн тенге, для Аркалыка — в 25,5 млн тенге, для села Бадамша — в 32,4 млн тенге. Самой большой площадью из названных населенных пунктов обладает Аркалык, однако при формировании цены этот фактор, очевидно, выступает не самым главным.
Помимо площади подрядчики учитывают множество других факторов: плотность застройки, объём и сроки требуемых работ, сложность природных условий, степень развития территории, прирост населения, специфические региональные требования и т.д. Итоговый многостраничный документ, как правило, включает в себя графические материалы, прогнозы развития, функциональное зонирование, описание инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, меры по защите окружающей среды и культурного наследия, анализ текущей ситуации.
Несмотря на внушительные суммы и фундаментальный труд, который должен стоять за каждым генпланом, отечественные эксперты нередко критикуют этот вышедший из советского прошлого инструмент. «Генеральный план – это не гибкий документ. Пока он разрабатывается, потребности города очень быстро меняются», — считает архитектор и урбанист Санжар Казиев. Так, по его мнению, утверждённый в прошлом году генплан Астаны потерял свою актуальность уже в момент принятия.
А что по качеству? Кейс Алматы
Вопросы к качеству генпланов регулярно поднимаются в общественных дискуссиях. Самым показательным кейсом последних лет, пожалуй, стало принятие нового генплана Алматы. В конце августа 2020 года власти города заключили контракт с проектным институтом «Алматыгипрогор-1» на корректировку старого генплана 2002 года. Подрядчик получил 172 млн тенге, работы были выполнены за четыре месяца.
«Это нереалистичные сроки, учитывая необходимость сбора и анализа большого объёма новых данных по текущей ситуации», — заявили тогда по этому поводу независимые эксперты Urban Forum Kazakhstan. В общественном фонде призвали не принимать документ, сделанный «в спешке без должного анализа, экспертного и общественного вовлечения».
В результате обсуждения корректировок продолжались много месяцев, пока экс-аким Алматы Ерболат Досаев летом 2022 года не заявил, что обсуждаемый генплан «неприемлем с точки зрения того, как мы будем представлять город и его развитие», и озвучил планы по разработке абсолютно нового документа. Он был представлен на суд общественности в начале 2023 года и тоже собрал вал критики.
В марте того же года новый генплан Алматы был опубликован на портале «Открытых НПА». Эксперт по транспортному планированию Елена Ерзакович в комментариях к нему отметила, что документ «недоработан и требует включения дополнительной информации и корректировок с целью устранения терминологических ошибок и работы редакторов для устранения повторов и связанности различных глав».
Составители, к слову, и сами признали, как минимум, одну «техническую ошибку», назвав в генплане парк Первого президента «Нурсултан парком». Разработкой документа на этот раз занимался НИИ «Алматыгенплан». За свою работу специалисты в рамках госзакупок получили более 98 млн тенге, работа над проектом заняла те же четыре месяца (с конца августа до конца декабря 2022 года).
В апреле 2023 года маслихат Алматы утвердил обновлённый генплан города до 2040 года за один час, а в мае план одобрило правительство. Уже в октябре эксперты и активисты потребовали внести корректировки в документ, отметив, что он был принят без должной проработки и с процедурными нарушениями. Несмотря на это, в начале прошлого года акимат утвердил проекты детальной планировки на основании принятого генплана.
Подписаться на @Shishkin_like



