Какими депутатскими запросами запомнилась очередная сессия мажилиса
- Shishkin_like

- 16 июл. 2025 г.
- 5 мин. чтения
Чуть более двух недель назад парламент республики завершил очередную сессию. Подводя итоги предыдущей, мы выяснили, что действующие мажилисмены превосходят своих предшественников сразу по нескольким показателям, и один из них — количество озвученных депутатских запросов (в среднем по пять на депутата). Третья сессия по этому показателю вышла не столь впечатляющей, среднее число запросов снизилось до четырех.
В целом с сентября мажилисмены озвучили более 450 запросов, большая часть которых по-прежнему касалась экономических и социальных проблем и была обращена к главе правительства. Ответы на запросы далеко не всегда устраивают депутатов, о чём в конце июня недвусмысленно высказался спикер нижней палаты Ерлан Кошанов. «Многие ответы формальны, порой вызывают ещё больше вопросов», — отметил он.
Наш редактор Маргарита Бочарова вспомнила резонансные и прозвучавшие в СМИ депутатские запросы последней сессии и рассказывает, на какие из них в правительстве отреагировали, а какие решили оставить без публичного ответа.
ЛГБТ и экстремизм. В октябре 2024 года депутат Ринат Заитов с двумя десятками своих коллег по палате направил премьер-министру и Генеральному прокурору запрос с требованием признать «Феминиту» экстремистской организацией и «полностью запретить её пропаганду». В ответ премьер Олжас Бектенов признал, что правозащитная организация действительно нарушала законодательство о мирных собраниях, но отверг просьбу депутатов — дескать, в мире этот жест воспримут как нарушение прав граждан на свободу выражения мнения и участие в объединениях.
В январе и апреле тему ещё дважды поднимали в стенах нижней палаты парламента. Едиль Жанбыршин безуспешно требовал среди прочего наказать тех, кто организует информационные атаки на выступающих против движения ЛГБТ депутатов, а Жанарбек Ашимжанов — фильтровать соцсети на предмет пропаганды ЛГБТ и разработать концепцию по укреплению традиционных ценностей.
Открытость аудиторских отчётов. В марте десять депутатов во главе с Маратом Башимовым обратились в Высшую аудиторскую палату с просьбой опубликовать полные результаты проверок за 2022-2024 годы. Авторы запроса отметили, что «во всём мире бюджетные отчеты открытые и прозрачные». В ведомстве бывшего премьер-министра Алихана Смаилова удовлетворять требования депутатов не стали, сославшись на правовые риски.
«Любая проверка затрагивает интересы различных субъектов, существует вероятность обжалования действий государственных аудиторов в судебном порядке по мотивам избыточного раскрытия информации», — сообщили депутатам. Также из документа следует, что такая ситуация — следствие несовершенства казахстанских законов, которые не содержат «исчерпывающих критериев разграничения общественно значимой информации и сведений ограниченного доступа».
Инфобизнесмены. В октябре Жаркынбек Амантай обратился к заместителю премьер-министра с запросом о деятельности «инфоцыган», которую назвал одной из главных проблем казахстанского общества. Он среди прочего предложил правительству усилить контроль над содержанием и идеологией соответствующих онлайн-платформ и установить специальные профессиональные стандарты для бизнес-тренеров и коучей.
В своём ответе бывшая вице-премьер Тамара Дуйсенова отметила, что круглосуточный мониторинг онлайн-ресурсов в стране и так ведётся, а вот вопрос по поводу стандартов ещё рассматривается. «В настоящее время уполномоченным органом прорабатывается вопрос о необходимости включения данных профессий в отраслевые рамки квалификации», — сообщила она. Напомним, один из представителей отечественного инфобизнеса как раз заседает в нынешнем составе мажилиса (мы писали о нём тут).
Денежный станок и сельское хозяйство. В феврале Серик Егизбаев, которого поддержали ещё 19 депутатов, обратился к премьер-министру и главе Национального банка с просьбой «об увеличении эмиссии денежной массы или попросту говоря включить печатный станок». По мнению народного избранника, только эта мера способна обеспечить аграриям условия для нормальной работы на фоне невыплаченных фермерам госсубсидий на миллиарды тенге.
В ответ глава правительства заверил обеспокоенных депутатов, что проблема с задолженностью решается, а вот по поводу целевой эмиссии для сельского хозяйства поддержал позицию регулятора. Национальный банк категорически отверг предлагаемую меру, заявив, что это не только разгонит инфляцию и ослабит обменный курс, но и создаст прецедент для других секторов, где «печатание денег» также может показаться наиболее простым решением текущих проблем.
Налоги и разводы. В апреле Ардак Назаров направил запрос в адрес премьер-министра с просьбой обратить внимание на проблему разводов и воспользоваться его предложениями. Одним из них стало существенное увеличение размера пошлины, которую нужно уплатить, если в одностороннем порядке решаешь расторгнуть брак. Также депутат предложил рассмотреть возможность постепенного повышения ставки подоходного налога для разведённых.
В ответ Олжас Бектенов лишь констатировал, что рассматриваемый сейчас обновлённый Налоговый кодекс и так оговаривает повышение пошлины с примерно 8 тыс. тенге до порядка 20 тыс. тенге. Предложение о повышении ставки подоходного налога глава правительства комментировать не стал. Кроме этого, Бектенов сообщил, что вообще-то количество разводов в стране снижается, а в республике принят медиаплан по развитию традиционных семейных ценностей.
Уголовное дело EXPO-2017. В мае Ермурат Бапи с шестью соратниками обратился к Генеральному прокурору с просьбой провести повторную проверку по делу о хищениях средств при реализации масштабного проекта. В своём обращении депутат настаивает, что ключевые фигуранты дела выведены из орбиты уголовного преследования, и формулирует несколько вопросов, которые, по его мнению, способны внести ясность в скандальное дело.
В Генеральной прокуратуре в ответ заявили, что оснований для пересмотра дела нет, законность судебных актов проверена во всех инстанциях, а вывод суда о виновности осужденных основан на всесторонне исследованных, достоверных и допустимых доказательствах. Однако в ведомстве добавили, что расследование по факту хищений продолжает Антикоррупционная служба (с недавних пор стала частью КНБ) — ей предстоит установить тех, кто причастен к выводу денег в офшоры.
Маркетплейсы и НДС. В феврале Азат Перуашев обратился к заместителю премьер-министра с требованием ввести обязательную регистрацию иностранных маркетплейсов в налоговых органах. По словам депутата, только по уклонению от НДС от операций иностранных маркетплейсов бюджет в 2023 году недополучил более 60 млрд тенге. Кроме этого, автор запроса просил рассмотреть вопрос о снижении/ обнулении параметров беспошлинной торговли для иностранных торговых сетей.
В ответ депутату и его соратникам сообщили, что в Казахстане НДС с иностранных компаний, осуществляющих электронную торговлю, взимают с 2022 года. При этом проект нового Налогового кодекса предусматривает блокировку сайта маркетплейса в случае отсутствия регистрации в качестве плательщика НДС. Так, от иностранных маркетплейсов уже получено более 83 млрд тенге. Сегодня в Казахстане зарегистрировано 105 иностранных компаний, включая AliExpress, Pinduoduo, TaoBao.
Запросы, на которые депутатам так и не ответили
Об иноагентах. В феврале Ирина Смирнова от имени пяти депутатов озвучила запрос на имя премьер-министра. В нём она указала на необходимость создать закон, чётко маркирующий структуры, получающие иностранное финансирование. В качестве образца депутат предложила опираться на закон США «О регистрации иностранных агентов», принятый в 1938 году. Ответа на запрос на сайте парламента до сих пор нет, однако известно, что уже в апреле была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства об НПО. А саму Ирину Владимировну быстро уличили в сотрудничестве с иностранными донорами в прошлом.
О таможенной статистике. В марте депутаты от фракции «Ак Жол» потребовали у премьер-министра разъяснений по поводу расхождений в таможенной статистике между Казахстаном и Китаем. По итогам прошлого года речь шла о рекордных почти 14 млрд долларов США. Депутаты допустили, что определённую часть расхождений можно объяснить методологическими особенностями, а остальное списали на «серый импорт» и экономическую контрабанду. Авторы запроса просили главу правительства также озвучить, какие суммы НДС с импорта должны дополнительно поступить в бюджет после усиления борьбы с контрабандой.
О нефтедобыче и экологии. В феврале Адиль Жубанов с тремя коллегами по палате обратился к премьер-министру с требованием взыскать с трёх нефтедобывающих гигантов [«Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг», North Caspian Operating Company] все штрафы за нарушение природоохранного законодательства и проверить, не удерживает ли потом ТШО нужные суммы из своих роялти. Ответ Олжаса Бектенова на сайте мажилиса так и не появился. А депутат Жубанов в ходе минувшей сессии также призвал не продлевать контракты с упомянутыми недропользователями и вернуть контроль над ресурсами.
О возврате земли. В декабре Бакытжан Базарбек направил запрос на имя Генерального прокурора с просьбой обратить внимание на неисполнение судебных решений, касающихся возврата ряда земельных участков в государственную собственность. В пример он привёл несколько случаев из Алматы, Астаны и Шымкента. Судя по постам депутата в соцсетях, до сих пор нерешенными остаются вопросы с яблоневыми садами в Алматы и участком возле КазНУ им. аль-Фараби: де-юре земли возвращены государству, однако фактически использовать их невозможно из-за недемонтированных построек.
Подписаться на @Shishkin_like



