Кланы Казахстана: семья Кулмахановых
- Shishkin_like

- 11 часов назад
- 9 мин. чтения

Уроженец села Куйган Алматинской области 79-летний Шалбай Кулмаханов относится к плеяде государственных деятелей, которые занимали высокие посты и в эпоху СССР, и после обретения Казахстаном независимости. Примерно с середины 90-х и по 2007 год Шалбай Кулмаханович поочередно являлся то акимом (Алматы и области), то главой ведомства по ЧС. Позже он перестал фигурировать в публичном поле в качестве чиновника и упоминался как крупный рантье, а также как брат беглого «чёрного полковника» Амиркула Кульмаханова, которого разыскивает Интерпол. Успел Шалбай Кулмаханов побывать и потерпевшим в громком деле о мошенничестве (экс-чиновник отдал 150 тыс. долларов США юристу, обещавшему решить некие его вопросы в Верховном суде).
Отметим, что Шалбай Кулмаханович неоднократно фигурировал в наших материалах о владельцах земельных участков в парках и скверах Алматы – многие из них перешли в частные руки в бытность Кулмаханова акимом города, в том числе, к его родственникам. Также мы писали, что его супруге принадлежит одна из сетей продуктового ретейла – Interfood. Однако теперь, исследуя семейный бизнес, мы обнаружили, что у представителей фамилии, некогда владевшей разнообразными прибыльными активами, имеются миллиардные долги (которые они не спешат или не могут отдать), а также множество судебных дел. Да и в целом перечень активов заметно сократился, а оставшиеся компании, судя по мизерным налоговым отчислениям, едва находятся на плаву.
Долги и суды
У главы семейства, по информации реестра Adata.kz, сейчас есть аресты на транспорт, банковские счета, запреты на совершение нотариальных действий. Долги по исполнительным производствам составляют 9,8 млрд тенге (на исполнении), а ещё 24,3 млрд тенге находятся в статусе «возврат без исполнения» (вероятно, они перешли на исполнение к дочери Кулмаханова – Ляззат). Шалбай Кулмаханов, его супруга Шолпан, дочь Ляззат и связанные компании участвовали во множестве судебных разбирательств. Остановимся на некоторых.
● В 2014 году Bank RBK открыл кредитную линию ТОО «Казахстанско-Германское совместное предприятие «Азия групп» под строительство гостиницы. Бенефициарами ТОО сейчас являются Шалбай и Ляззат Кулмахановы. Оба, а также аффилированные ТОО выступили гарантами по кредиту. Впоследствии по договору об уступке право требования по кредиту оказалось у ТОО «Специальная Финансовая Компания «W INVEST». В июне 2023 года суд постановил взыскать в солидарном порядке с ответчиков, то есть с упоминаемой компании Кулмахановых, их самих и других гарантов в пользу «СФК «W INVEST» задолженность в размере 24,2 млрд тенге. Затем судебная коллегия обратила взыскания на залоговое имущество по начальной продажной стоимости, не изменив сумму к взысканию, в связи с чем «СФК «W INVEST» подала новый иск – ещё почти на 9,9 млрд тенге. Суд, состоявшийся в сентябре, вновь оказался на стороне истца. Закончена ли тяжба, неизвестно. Отель, под который RBK дал кредит, завершили на 80% и, по словам ответчиков, это произошло по вине банка, который «недофинансировал» проект. По всей видимости, речь идёт об алматинской «заброшке» Kempinski Grand Asia. Судя по кадастровой карте, она уже перешла в собственность «СФК «W INVEST».
● У 78-летней Шолпан Кулмахановой имеются многочисленные аресты на банковские счета, запреты на регистрационные и нотариальные действия, временные ограничения на выезд из РК. Кроме того, на момент написания материала она является должником по трём исполнительным производствам на сумму 7 млрд тенге. Одно из её предприятий – ТОО «Medicus-Centre», занимавшееся оптовой торговлей фармацевтическими товарами, – находится в списке банкротов. В 2020 году Шолпан Ковкеновна судилась из-за задолженности ТОО перед «Банком ЦентрКредит» (182,5 млн тенге). Годом ранее началась тяжба с АО «Эйр Астана», которому в своё время уже ликвидированный Delta Bank уступил право требования долга. Он ко времени разбирательства составил почти 2,2 млрд тенге. Суд встал на сторону перевозчика и постановил взыскать эти деньги солидарно с Medicus-Centre и его хозяйки, присовокупив обязательство оплатить сумму неустойки и судебные расходы (почти 77,8 млн тенге). Затем потянулась череда судов, в ходе которых «Эйр Астана» пыталась доказать, что супруги Кулмахановы специально незадолго до разбирательства переписали свои доли в некоторых предприятиях на родственников, а после даже заключили соглашение о разделе общего имущества в виде 30% доли в ТОО «Казахстанско-Германское совместное предприятие «Азия групп». В последнем кейсе суд первой инстанции в иске «Эйр Астане» отказал, однако апелляционная жалоба была удовлетворена.
● Примечательно, что в том числе за положительное решение в Верховном суде по иску «Эйр Астаны», связанному с разделом имущества, Кулмаханов отдал 150 тыс. долларов юристу Муслиму Малдыбаеву. Тот обещал урегулировать вопрос при помощи своих связей, но так этого и не сделал. Также Малдыбаев взялся положительным образом урегулировать и тяжбу между связанным с Кулмахановым ТОО «Мекен-Сервис» и Иле-Алатауским государственным национальным природным парком. Ранее Нацпарк доказал незаконность передачи «Мекен-Сервису» 0,16 га своих земель в урочище Шымбулак. В прошлом году Малдыбаева, злоупотребившего доверием Кулмаханова, признали виновным в мошенничестве и приговорили к пяти годам лишения свободы.
Скандалы и судьба коммерческой недвижимости
Земли детского дома №1 и роль Шалбая Кулмаханова
Напомним, что минувшим летом вспыхнул скандал с переводом детского дома №1 из Баганашыла, считающегося элитным районом, в новое здание близ города Конаева. На этом фоне вспомнилось, что в бытность Шалбая Кулмаханова акимом Алматинской области (2001-2005 годы), как писала газета «Время», у детдома изъяли 3 га земли «для государственных нужд» (непосредственно решение в 2002 году принял тогдашний районный аким, что подтверждается судебными документами). Участок относился к территории размером 9 га, занимаемой подсобным хозяйством учреждения в Карасайском районе области. Впоследствии он оказался в городской черте. Как в своё время рассказывал в интервью заместитель директора детского дома Гайнат Сапаров, «эти земли были проданы трём частным лицам и Казахстанско-Германскому совместному предприятию «Азиягрупп».
Отметим, что в 2004 году 5,4 га из изъятых у детского дома постановлением акимата Карасайского района были переданы в частную собственность ТОО «Компания Азия Стройэкспресс» под индивидуальное строительство (этот факт также подтверждается судебными документами). Впоследствии некое ТОО «Перспектива Const», ранее арендовавшее у детдома 1,9 га, сумело оспорить решение о передаче земель «Компании Азия Стройэкспресс». Примечательно то, что одним из бенефициаров этой компании являлся предполагаемый родственник Шалбая Кулмаханова, 28-летний Акан Хасенулы Темир, а ещё один родственник, Газиз Темиров, владеет компанией по сей день.
Недвижимость, с которой Кулмахановы попали в Forbes.kz
Кулмахановы всей семьёй в 2015-2016 годах фигурировали в отечественном рейтинге рантье. Издание сообщало, что в 2016 году общая коммерческая площадь в их собственности равнялась 30,8 тыс. кв. м, а выручка за год составляла 1,5 млрд тенге. Перечислялись такие объекты, как ТРЦ City Plus, ТРЦ City Center, БЦ Grand Asia A, БЦ Grand Asia B, БЦ White Tower. Изучив кадастровую карту, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нынешние распорядители этих БЦ И ТРЦ не имеют отношения к Кулмахановым. Например, участком, где располагается ТРЦ City Plus, теперь по праву временного возмездного долгосрочного землепользование распоряжается ТОО «Magnum E-commerce Kazakhstan» (среди крупнейших бенефициаров – Вячеслав Ким), а ТРЦ City Center – в собственности у ТОО «Халык Актив» (Тимур и Динара Кулибаевы). Исключением, возможно, является БЦ Grand Asia A, где зарегистрированы две компании по управлению недвижимостью, связанные с Кулмахановыми – «Мекен» и «Мекен-Сервис». Отметим, что участок, на котором располагается здание БЦ, в постоянном землепользовании у семьи Бернеров.
Что осталось у Шалбая Кулмаханова и его дочери
● Глава семьи сейчас официально напрямую участвует лишь в одной компании –
проблемном с точки зрения благонадёжности ТОО «Казахстанско-Германское совместное предприятие «Азия групп», которое было основано ещё в 90-х. По документам его вид деятельности связан с предоставлением услуг гостиницами, а также арендой и управлением собственной недвижимостью. Однако, по информации реестра Adata.kz, из недвижимого имущества у ТОО сейчас только три земельных участка в Алматы и области, два из которых под арестом, а один – в перезалоге с 2022 года. Последним ТОО пользовалось на праве временного возмездного землепользования с конца 90-х. Партнёром экс-акима на предприятии является его 54-летняя дочь Ляззат Кулмаханова – юрист, бывшая заведующая кафедрой юриспруденции КГУ имени Ш. Уалиханова, работала или работает в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. Её доля в компании под обременением с февраля 2024 года. Налоги ТОО: 1,5 млрд тенге с 2015 года.
● Через «Казахстанско-Германское совместное предприятие «Азия групп» бывший аким и его дочь владеют ТОО «Охотничье хозяйство «Актоган». Размеры хозяйства неизвестны, зарегистрировано оно в Конаеве, а профиль деятельности по документам – пресноводное рыболовство. Налоги: 18,4 млн тенге с 2015 года.
Ляззат Кулмаханова сейчас больше ни в каких предприятиях, в том числе, семейных, не участвует, а своё ИП, действовавшее в Астане, сняла с учёта. У неё тоже есть аресты на банковские счета, запреты на регистрационные и нотариальные действия, временные ограничения на выезд из РК. С 2016 года она руководит астанинским филиалом ТОО «Eurobakery and Thomis Pastry». Эта компания-производитель кондитерских изделий с июня 2011 по октябрь 2018 года принадлежала Шолпан Кулмахановой, а далее чуть менее месяца её предполагаемой родственнице – Райхан Уваисовой.
Активы супруги
Сейчас, по информации из бизнес-реестров, супруга экс-чиновника владеет лишь одной действующей компанией. Это также проблемное ТОО «Совместное казахстанско-германское предприятие «Interfood». Отметим, что доля Шолпан Кулмахановой (а она – единственный учредитель) под обременением с середины 2019 года. У компании многочисленные аресты на банковские счета, имущество и транспорт. Под запретом регистрационные и нотариальные действия. Долги по исполнительным производствам составляют почти 5,5 млрд тенге (статус: на исполнении). Отметим, что в марте 2023 года они составляли 9,1 млрд тенге. Взыскания в отношении компаний Шолпан Кулмахановой тоже в основном связаны с претензиями банков. Например, в сентябре требование, связанное с долгом перед «Народным Банком», было обращено на помещение супермаркета Interfood на ул. Гоголя (вместе с соответствующим участком и прилегающей территорией). В 2025 году ТОО налоги не платило, а только делало платежи из фонда оплаты труда в размере 511,6 тыс. тенге. Общая сумма его отчислений с 2015 года: 3,2 млрд тенге.
Близкие родственники Шалбая и Шолпан Кулмахановых
Когда-то Шалбай Кулмаханов заявлял, что у него девять братьев и сестёр, у которых по пять-шесть детей. Остановимся на наиболее известных родственниках.
● 75-летний младший брат Шалбая Кулмаханова – Амир Кульмаханов – в разные годы возглавлял совхоз Топар в Алматинской области, работал акимом Куртинского и Балхашского районов области, а также Жетысуского района Алматы. Последняя должность – начальник бывшего алматинского Управления занятости и социальных программ. В наличии у него только ИП «Amir K», которое занимается арендой и управлением собственной недвижимостью в Алмалинском районе южной столицы.
● Ещё один брат – 73 летний Шайбай Кулмаханов – на пару с 41-летней супругой Евгенией Кулмахановой владеют ТОО «Ак-Орда 21 век», которое занимается организацией отдыха и развлечений. Налоговые отчисления компании с 2019 года – чуть более 1 млн тенге. Известно, что около 10 лет назад супруги судились с матерью-одиночкой из-за 10 соток земли в алматинском микрорайоне «Нурлытау» (ранее относился к Карайсайскому району Алматинской области).
● 67-летний Амиркул Кульмаханов, по информации Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, вот уже почти 12 лет в розыске. В своё время он руководил Алматинским областным управлением Комитета уголовно-исправительной системы (сейчас Департамент уголовно-исполнительной системы по Алматинской области и области Жетысу). Дело на полковника было заведено по заявлению бизнесменов, подвергшихся «наезду» с его стороны. По словам потерпевших, Амиркул Кульмаханов и его подручные избивали их, требуя «переписать» бизнес. Полковник оказался в бегах на пару с Айбыном Жошибаевым, некогда активным участником ОПГ «Атаба».
● Зубайра Уваисова – 74-летняя сестра Шолпан Кулмахановой – сейчас не владеет действующими предприятиями. Мы упоминали её в материале «Кто и как «раскроил» парк панфиловцев в Алматы на бизнес-участки». Надел площадью 23,4 сотки, расположенный в нижней части парка, в 1996 году, когда Кулмаханов занимал должность акима Алматы, был передан в частную собственность её ТОО «Фирма «Томирис» (ликвидировано в январе 2022 года). Впоследствии этот участок как будто вернулся в собственность государства, но стал переходить из рук в руки на праве аренды.
● Ещё одна возможная родственница – 69-летняя Райхан Уваисова – в прошлом была активно вовлечена в бизнес, связанный с Кулмахановыми. В частности, она с 1996 по 2009 год руководила ТОО «Казахстанско- Германское совместное предприятие «Азия групп» и пару раз входила в состав его учредителей. В 2018 году сменила Шолпан Кулмаханову в качестве учредителя в ТОО «Акшагала», оставаясь в этой роли два года. В этой связи женщина участвовала в суде с АО «Эйр Астана», которое пыталось доказать, что договор дарения «Акшагалы» был заключён с целью уклонения от исполнения обязательств, связанных с взысканием долга (об этом долге и судах мы рассказывали в первой части нашего расследования). Также Райхан Уваисова до 2018 года являлась владелицей ТОО «Животноводческий комплекс «Караой». В рамках ИП она торгует продуктами питания, напитками и табачными изделиями в Бостандыкском районе Алматы.
● Зять четы Кулмахановых, Асхат Кайнарбеков, в 2023 году упоминался как заместитель председателя Комитета по инвестициям Министерства иностранных дел.
Племянники
51-летний Хасен Кульмаханов является бенефициаром нескольких компаний. Они занимаются разведением крупного рогатого скота и буйволов в Алматинской области, арендой и управлением собственной недвижимостью (этим же Хасен Кульмаханов занимается и в качестве ИП), строительно-монтажными работами. Судя по налоговым отчислениям, наиболее крупными компаниями с участием Хасена Кульмаханова являются:
● ТОО «Мекен». Род деятельности – аренда и управление нежилыми помещениями в жилых домах. Налоги: 719,2 млн тенге с 2015 года.
● «ТОО Мекен-Сервис» занимается управлением выставочным залом, конференц-залами. Налоги: 100,5 млн тенге с 2015 года.
● Кроме того, он является совладельцем автосалона ТОО «Персия Моторс» с участием нерезидентов – компании Iran Khodro Ashgabat и физического лица Азизи Али Мохаммада. Налоги: 130 млн тенге с 2015 года. Также он руководит и владеет ЧФ «Кулмахан Ата», у которого есть филиал в виде крестьянского хозяйства с таким же названием (занимается выращиванием хлопка-сырца в Туркестанской области).
Вероятный сын Хасена Кульмаханова, Акан Хасенулы Темир, тоже владеет бизнесом:
● С 2018 года в его собственности числится упоминаемое выше ТОО «Eurobakery and Thomis Pastry». У предприятия есть аресты на имущество, счета, запреты на совершение нотариальных и регистрационных действий. Долги по исполнительным производствам – более 1 млрд тенге. Задолженность по налогам – более 15,6 млн тенге. Налоги: более 500 млн тенге с 2015 года. В 2025 году компания делала только платежи в ФОТ, как и филиал в Астане.
● Также он единственный владелец ТОО «Животноводческий комплекс «Караой», которое представляет собой свиноводческое предприятие на 11,5 тыс. голов и территорией в 46,2 га (данные за 2017 год). В 2018 году Аграрная кредитная корпорация выделила комплексу в рамках кредитной линии более 2,2 млрд тенге на модернизацию и расширение. Однако что-то пошло не так, в сентябре 2021 года «Караой» вышел на просрочку, что привело к судебному разбирательству. Имеются в истории предприятия и другие суды, связанные с долгами перед контрагентами. Сейчас она находится в списке должников, по которым вступили в силу решения суда о применении реабилитационной процедуры. У неё многочисленные аресты на банковские счета, имущество и транспорт, запреты на совершение нотариальных и регистрационных действий, возбуждено дело о банкротстве. Долги по исполнительным производствам составляют почти 3,3 млрд тенге. Задолженность по налогам и таможенным платежам составляет 134,6 млн тенге. При этом налоговые отчисления с 2015 года – 269,5 млн тенге с 2015 года.
Ещё один родственник, упоминаемый выше Газиз Темиров (56 лет), участвует лишь в ТОО «Многопрофильная фирма «Талес». Оно занимается профессиональной, научной и технической деятельностью, но к 2023 году налоговые отчисления ТОО сошли на нет. Дочерние предприятия занимаются управлением собственной недвижимостью, а также строительно-монтажными работами, но, судя по мизерным либо нулевым отчислениям, деятельность практически не ведут. Одна из «дочек» –
упоминаемая ранее «Компания Азия Стройэкспресс», которой не удалось завладеть бывшими землями областного детского дома.
Подписаться на @Shishkin_like



