Компаниям легче платить штрафы, чем соблюдать экологическое законодательство - сенатор
- Политпросвет.kz
- 2 дня назад
- 2 мин. чтения
Казахстанские предприятия продолжают выбирать путь наименьшего сопротивления, предпочитая платить штрафы за нарушение экологического законодательства вместо внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Такое мнение сегодня выразила сенатор Ольга Булавкина на правительственном часе в сенате, посвящённом реализации норм Экологического кодекса в части стимулирования «зелёных» инвестиций и внедрения НДТ. В своём выступлении она привела примеры штрафов, наложенных на крупные компании за последние три года.
Атырауская область:
ТОО «Oxygenator» – 37,4 млрд тенге за утилизацию 13,6 тыс. тонн нефтешлама без экологического разрешения;
АО «Каспий Нефть» – 13,7 млрд тенге за накопление отходов без разрешения;
ТОО «Karabatan Utility Solutions» (группа «Самрук-Казына») – 7,2 млрд тенге за превышение квот на выбросы углерода;
ТОО «Тенгизшевройл» – 2,8 млрд тенге за превышение допустимых выбросов;
АО «Кохан» – 9,5 млрд тенге за сбор опасных отходов без разрешения;
NCOC – 196 млн тенге за сброс сточных вод без очистки и 12 млрд тенге за нарушение нормативов сжигания факельного газа;
ТОО «Жан и КС» – 3 млрд тенге за несанкционированный сбор отходов;
ТОО «Дала-Экос» – 3 млрд тенге за несанкционированный сбор и переработку опасных отходов.
Восточно-Казахстанская область:
ТОО «Казцинк» – 49,6 млн тенге за нарушение экологических требований.
Кызылординская область:
газопровод Бейнеу–Шымкент – 523 млн тенге за экологические нарушения.
Область Абай:
«ЭКО-Семей» – 296 млн тенге за загрязнение окружающей среды.
Почему же предприятия выбирают уплату штрафов, а не переход к НДТ? Ольга Булавкина считает, что, во-первых, внедрение НДТ требует значительных инвестиций в оборудование, обучение персонала и изменение процессов. Для малых и средних предприятий это зачастую неподъёмные расходы. Во-вторых, даже с учётом льгот срок окупаемости составляет 7–10 лет, что неприемлемо для компаний с коротким горизонтом планирования. В-третьих, размер штрафов часто не сопоставим с затратами на модернизацию, а доказать вину предприятия для начисления штрафа не всегда возможно. Например, в Усть-Каменогорске одно из стратегически важных предприятий отказалось пустить представителей контролирующих органов на территорию для фиксации загрязнения. В-четвёртых, компании, внедряющие НДТ, не получают преимуществ при участии в госзакупках. Критерии оценки остаются прежними – главным фактором остаётся цена, а экологические требования носят рекомендательный характер. Кроме того, в стране отсутствуют эффективные механизмы контроля за достоверностью «зелёной» маркировки продукции.
Для реального перехода на НДТ сенатор предлагает:
ужесточить законодательные требования, включая обязательные комплексные экологические разрешения и поэтапное повышение нормативов;
ввести льготное финансирование, налоговые каникулы и компенсацию 30–50% затрат на модернизацию;
включить НДТ-требования в инфраструктурные проекты с усилением контроля за достоверностью данных о «зелёных» характеристиках;
создать реестр экологичных поставщиков с обязательной сертификацией для участия в госзакупках;
рассмотреть отмену налога на имущество для оборудования, соответствующего НДТ;
разработать типовые проекты НДТ для ключевых отраслей и создать Центры компетенций для консультационной и технической поддержки бизнеса.
- Если все вышеперечисленные меры не будут приняты, то экологическая модернизация в Казахстане останется формальностью, расширяя список «грязных» производств, ухудшая качество жизни населения, оказывая в целом негативное влияние на национальную безопасность государства, - резюмировала
Ольга Булавкина.
#политика #политикаКазахстана #парламентРК#экология
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz