top of page

Операторам сотовой связи больше не потребуется согласие жильцов ЖК для установки базовых станций

  • Фото автора: Свидетель.kz
    Свидетель.kz
  • 20 июн.
  • 3 мин. чтения

 


«Свидетель» выяснил, что готовятся поправки в несколько законов, которые касаются отношений операторов сотовой связи с государством и обществом. Пока сложно оценить все возможные последствия для граждан, но тарифы точно могут вырасти.


 


Что предлагается


 


Пункт 2 статьи 25 Земельного кодекса дополнится абзацем:


Право собственности на построенное антенно-мачтовое сооружение и (или) опору для оборудования сотовой или спутниковой связи сохраняется за их застройщиком, а право собственности на предоставленный в аренду земельный участок, занятый антенно-мачтовым сооружением и (или) опорой для оборудования сотовой или спутниковой связи, сохраняется за собственником земельного участка. Указанные права отделимы друг от друга.


 


Также небольшие корректировки коснутся ещё трёх статей кодекса. В частности, в них появится упоминание вышек сотовой связи и оптоволоконных линий, в основном в виде исключения. Цель – упростить строительство вышек сотовой связи, убрав бюрократические барьеры.


 


Обоснование


 


В 2020 году в Земельный кодекс уже внесли изменения, которые должны были упростить строительство вышек связи. Однако поправки носили неоднозначный характер и акиматы стали отказывать операторам связи в праве собственности на землю под вышками, ссылаясь на то, что это не предусмотрено новым законом. Кроме того, операторам связи отказывали в аренде земельного участка под вышки, поскольку это требовало, как минимум, менять целевое назначение, что хозяева земли не готовы были делать. Да и сам процесс смены целевого назначения занимает порядка 18 месяцев. Хотя на строительство вышки уходит максимум 30 дней.


 



 


Статья 637. Нарушение законодательства в области связи пополнится двумя новыми пунктами.



18) нарушение владельцем инфраструктуры правил доступа к инфраструктуре для размещения средств связи, а также опор воздушных линий электропередач для проведения волоконно-оптических линий связи…



19) нарушение владельцем инфраструктуры правил на имущественный наём (аренду) мест для размещения средств связи, а также опор воздушных линий электропередачи для проведения волоконно-оптических линий связи, совершённое путём превышения размеров предельных тарифов на имущественный наём (аренду).


 

Обоснование


 


Потребовалось установить административную ответственность для владельцев инфраструктурных объектов. Поскольку они отказывали операторам связи в размещении своего оборудования или запрашивали несоизмеримо высокую плату за аренду.



Наказание по этой статье предусматривает штраф для физлиц до 20 МРП (79 240 тенге в 2025), для бизнеса – от 100 до 1000 МРП (3 962 000 тенге).



Более того, операторам сотовой связи больше не потребуется разрешение жильцов высоток для установки базовых станций, поскольку в законе «О жилищных отношениях» появится новая статья. В частности, в ней сказано:



… 2. Для установки телекоммуникационного оборудования операторы связи обращаются к собственникам объектов кондоминиума здания, сооружения, квартир и нежилых помещений либо к их доверенному лицу… которые в течение 15 рабочих дней направляют ответ с условиями для размещения телекоммуникационного оборудования и последующего заключения договора на безвозмездной основе.



3. Не требуется согласие собственников объектов кондоминиума здания, сооружения, квартир и нежилых помещений либо их доверенных лиц в установке телекоммуникационного оборудования на объектах кондоминиума здания, сооружения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.



4. Собственникам объектов кондоминиума здания, сооружения, квартир и нежилых помещений либо их доверенным лицам запрещается отказывать в установке телекоммуникационного оборудования на объектах кондоминиума здания, сооружения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения...


 



 


Пункт 6 статьи 193 «Государственная монополия и специальное право» запрещает субъектам госмонополии заниматься непрофильной коммерческой деятельностью. Исключением станет деятельность по предоставлению в имущественный наем (аренду) зданий, сооружений для размещения средств сотовой связи.


 


Обоснование


 


В основном в сельских населённых пунктах зачастую единственным высоким и подходящим зданием и сооружением являются объекты госмонополии и спецправа (Казпочта, Казтелерадио и др.). Поэтому и предлагается предоставить доступ к таким объектам (порядка 21 организаций) для размещения средств сотовой связи.


 


Фонд развития мобильной связи


 


Проектом закона также предлагается создать государственный некоммерческий фонд. Его главная задача – финансировать проекты, направленные на развитие инфраструктуры связи, защиту прав пользователей и устранение «белых пятен» – мест, где мобильная связь работает с перебоями или совсем отсутствует.


 


Кто оплатит фонд?


 


В документе указано, что фонд будет формироваться за счёт:



обязательных взносов операторов связи и интернет-провайдеров;



добровольных взносов и пожертвований;



других источников, не запрещённых законодательством.



Размер обязательного взноса сотовых операторов прописан в пояснительной записке к законопроекту:



Создание и функционирование данного фонда будет осуществляться полностью за счёт взносов операторов связи, что будет составлять 3% от доходов операторов связи за отчётный год.


 

 


Подписывайтесь на @Свидетель.KZ

Похожие посты

Смотреть все
© ТОО  "Центр журналистских расследований"
Свидетельство о постановке на учет СМИ №KZ11VPY00069283 от 28.04.2023,
выдано Комитетом информации Министерства информации и общественного развития РК
bottom of page