Президент Токаев выступил с очередным посланием народу Казахстана
- Политпросвет.kz

- 8 сент.
- 5 мин. чтения

Согласно статье 44 Конституции, глава государства должен ежегодно выступать с посланием к народу Казахстана. В отличие от своего предшественника Нурсултана Назарбаева, у которого четкой системы не было, Касым-Жомарт Токаев обычно делает это в первых числах сентября, на первом после каникул совместном заседании палат парламента.
Но в этом году дата начала очередной парламентской сессии совпала с официальным визитом президента в Китай. Поэтому послание на тему «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» было озвучено сегодня, 8 сентября.
Свое выступление Касым-Жомарт Токаев начал с признания роли парламента в реализации важных реформ, после чего отметил, что мир вступил в новую историческую эпоху, которая, по всей видимости, не будет легкой для человечества. Среди основных угроз были названы увеличение военных конфликтов, эрозия международного права, природные и техногенные катастрофы, миграционный кризис, появление новых вооружений на базе искусственного интеллекта и т.д.
- Казахстан – это неотъемлемая часть мирового сообщества, страна, расположенная в самом центре Евразийского континента. Несмотря на глобальную нестабильность, мы сделали решительный шаг в эпоху тотальной цифровизации и искусственного интеллекта. Моя основная миссия – обеспечить стабильное социально-экономическое развитие и безопасность Казахстана в это турбулентное, полное опасностей время. Наше подрастающее поколение должно жить в счастье и благополучии. Для этого мы как единая нация обязаны усердно трудиться. Это наше общее дело, гражданский и патриотический долг, - заявил президент.
Ключевые моменты послания президента
Законодательная основа
В качестве первого шага следует ускорить принятие Цифрового кодекса. Данный документ должен определить ключевые направления цифровизации, включая искусственный интеллект, платформенную экономику, использование больших данных и другие аспекты.
… на базе действующего профильного министерства нужно образовать министерство искусственного интеллекта и цифрового развития, которое должен возглавить специалист в ранге заместителя премьер-министра.
Инвестиции
Нет необходимости в учреждении нового министерства. Однако бросается в глаза то, что в наименовании ни одной из госструктур нет слова «инвестиции». Этот вопрос находится в ведении 3-4 учреждений и не находит своего разрешения. Поэтому даю премьер-министру 10 дней на выработку конкретных предложений.
На мой взгляд, пришло время переименовать Комитет по возврату незаконных активов Генеральной прокуратуры в Комитет по защите прав инвесторов. Надо сказать, Генеральная прокуратура хорошо поработала с владельцами незаконных активов, в казну возвращено около 850 млрд тенге. Эти средства направлены на возведение 10 школ и 4 спортивных сооружений, строительство и модернизацию 235 объектов здравоохранения и 177 объектов водной инфраструктуры.
Успешное привлечение инвестиций – это результат слаженной работы не только центральных, но и местных исполнительных органов. Для закрепления прямой ответственности всех акимов на базе Агентства по стратегическому планированию и реформам нужно внедрить индекс инвестиционной привлекательности регионов.
Энергетика
В этой связи принципиальным является курс на развитие ядерной энергетики. Месяц назад в Алматинской области началась реализация проекта первой в Казахстане атомной станции в сотрудничестве с корпорацией «Росатом». Однако для стабильного роста экономики этого недостаточно. Нам следует уже сейчас приступить к планированию строительства второй и даже третьей АЭС.
С учетом огромных запасов качественного угля в Казахстане особое внимание следует уделить развитию угольной энергетики с применением передовой технологии, гарантирующей ее чистоту.
Земли сельхозназначения
В общей сложности с 2022 года было возвращено свыше 13,5 млн гектаров сельхозугодий. Однако из возвращенных земель акиматами перераспределено новым землепользователям только 6 млн гектаров. Очевидно, что неиспользуемые ранее сельхозземли должны стать центрами производства, инвестиций и занятости. Поэтому задача акиматов – до середины 2026 года вовлечь в постоянный оборот все возвращенные сельхозугодья.
Для искоренения злоупотреблений и бюрократии в земельных отношениях необходимо коренным образом изменить механизм предоставления сельхозземель. Решения о распределении земли должны приниматься в цифровом формате на основе электронных конкурсов. Правительству необходимо до конца года предложить соответствующие изменения в законодательство.
Туризм
Надо четко разграничить задачи. Теперь комплексное развитие инфраструктуры туризма будет постоянным приоритетом и ответственностью местных исполнительных органов. А на центральном уровне необходимо сфокусироваться на привлечении международных туристов и законодательном обеспечении политики в сфере туризма.
Реформирование госсектора
В стране уже насчитывается почти 25 тыс. организаций с участием государства. Функции и структура большинства из них не выдерживают никакой критики и даже не поддаются логике. Вследствие укоренившейся практики, когда коммерческие формы чрезмерно применяются для решения некоммерческих задач, в стране растут разного рода издержки, множатся корпоративные органы, теряется фокус на реальном результате.
Поручаю Агентству по стратегическому планированию и реформам совместно с правительством подготовить конкретные предложения по реформированию государственного сектора, если потребуется, готов издать соответствующий указ.
ЖКХ
Из-за бездействия правительства и местных исполнительных властей на протяжении десятилетий жилищно-коммунальное хозяйство страны пришло в критическое состояние. Сейчас принимаются меры, чтобы переломить ситуацию и добиться снижения износа инфраструктуры, в том числе путем либерализации тарифов, выстраивания новой модели управления энергетикой и инфраструктурой ЖКХ.
В современных реалиях модернизация ЖКХ невозможна без партнерства государства и бизнеса. Это аксиома. Следует по-новому рассмотреть целесообразность сохранения на балансе акиматов некоторых объектов ЖКХ. Поэтому государство должно заниматься контролем и регулированием отрасли, а модернизация инфраструктуры, внедрение технологий – задача частного сектора.
Миграция
Неконтролируемая внутренняя и внешняя миграция создает колоссальную нагрузку на инфраструктуру наших крупнейших городов, которые являются точками притяжения граждан.
На фоне бездействия акимов ряда областей, пустивших излишки средств, полученных от поступления корпоративных налогов, на такие неэффективные проекты, например, выкладку брусчатки, люди естественно тянутся в столицу, где предоставляются такие социальные услуги и льготы.
Нужно срочно провести детальный анализ причин миграционного оттока из регионов в столицу, принять решения, направленные на создание альтернативных центров социального и экономического притяжения в стране. Следует внедрить принцип «деньги идут за гражданами», перераспределить финансирование социальных обязательств регионов.
Социальная сфера
Близорукая, примиренческая социальная политика государства привела к появлению более 100 разного рода льгот, выбиванием которых занимается отдельная категория граждан, так называемые «помогайки». До сих пор платим и оказываем медицинские услуги участникам конфликтов на территории бывшего СССР и за его пределами. СССР уже как 35 лет не существует, а ветераны молодеют и множатся.
В свое время наши «социальщики» придумали новую категорию, подлежащую льготным выплатам – неполные семьи. В результате резко выросло количество разводов, по этому показателю мы даже в свое время вошли в группу мировых «антилидеров». Таких примеров немало, мы сами поощряем лень и иждивенчество.
Нужно понимать, что государство не отказывается от выполнения своей базовой функции, но искусственно раздутые социальные льготы – это отвлечение огромных средств от реального развития, а именно от строительства школ, больниц, транспортной инфраструктуры и многого другого.
Безопасность на дорогах
Следует обратить внимание и на электросамокаты, эта тема оживленно обсуждается в обществе. Два года назад были внесены законодательные изменения, которые предусматривают ограничения при движении по пешеходным дорожкам. Но ситуация в общественных местах сильно не изменилась, граждане все еще подвергаются опасности. На сегодняшний день подготовлены законодательные поправки, регулирующие данную сферу, необходимо безотлагательно их принять.
Парламентская реформа
… выскажу предложение о создании в обозримом будущем в нашей стране однопалатного парламента. Сразу хотел бы предупредить, что это очень серьезный вопрос, спешка в его решении совершенно неуместна. Данная реформа должна стать предметом обстоятельного обсуждения в гражданском секторе, экспертной среде и, конечно, в действующем парламенте.
Полагаю, на проведение дискуссии, с учетом неординарного характера реформы, уйдет не менее года, после чего в 2027 году можно было бы провести общенациональный референдум, а затем внести необходимые изменения в Конституцию.
Если мы все придем к общему решению относительно необходимости создания однопалатного парламента, то такой парламент, на мой взгляд, следует избирать только по партийным спискам. Это будет соответствовать широко распространенной в мире парламентской традиции.
Фото пресс-службы президента РК
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz



