Прыжок с высоты: ситуация по суицидам в Казахстане
- Свидетель.kz

- 9 авг.
- 3 мин. чтения

В Казахстане продолжается рост числа самоубийств, совершённых путём падения с высоты. В новостной повестке чуть ли не еженедельно фиксируются новые трагедии, и почти во всех случаях последнего времени речь идёт о падениях из окон и с крыш многоэтажек. И все случаи квалифицированы как суицид.
Хроника трагедий
Март 2025. Молодой мужчина выпал из окна элитного ЖК «Мега Тауэрс» в Алматы –предположительно, суицид, возбуждено дело.
Мужчина упал с 11-го этажа в Алматы, погиб –мотивы не уточнены, апрель 2025.
Алматы, сентябрь 2024. За 2 недели семь смертей среди школьников и студентов после прыжков с высоток.
В марте 2025 года мать с ребёнком выпали с 18-го этажа в Алматы – женщина погибла, ребёнок выжил с травмами, ведётся расследование. Случай произошёл в ЖК «Комфорт Сити». У этого ЖК не самая лучшая репутация в этом плане: за два года до этого здесь произошли три случая суицидов.
Шокирующий случай произошёл 30 июля в одной из многоэтажек Павлодара. Женщина выбросила из окна своих детей полутора и семи лет, а затем выпрыгнула сама. Все трое упали на козырёк подъезда. Их доставили в больницу в тяжёлом состоянии. Через несколько дней младший ребёнок скончался, несмотря на усилия врачей.
30 июля в сети распространилась информация о том, что студентка Казахского национального университета имени Аль-Фараби в Алматы спрыгнула с 14-го этажа здания ректората. Информацию подтвердили в Департаменте полиции Алматы. По предварительным данным, мотивом послужили семейные обстоятельства.
По оценке специалистов, наиболее частыми факторами, толкающими людей сделать последний шаг, являются:
межличностные конфликты;
одиночество и отсутствие поддержки;
буллинг в школе;
долги, увольнения, развод;
тяжёлые заболевания;
недоступность психиатрической и психологической помощи.
Детский суицид
Казахстан занимает лидирующее положение в Центральной Азии по суициду среди подростков. Такие данные были получены в результате ежегодного исследования ЮНИСЕФ в среде девочек 15-19 лет. В этой категории наша республика занимает первое место в Центрально-Азиатском регионе.
По мнению детского психолога и общественного деятеля Маргариты Ускембаевой, детский суицид в Казахстане давно пора вывести на уровень угрозы национальной безопасности.
«Всплеск суицида в подростковой среде пришелся на 2010 год, когда было официально зарегистрировано 237 случаев. Можно с уверенностью утверждать, что в реальности эта цифра на 40% больше, так как единой системы и методики регистрации случаев самоубийств нет. Комитет по правовой статистике считает по-своему, Агентство РК по статистике – по-другому, у нас, профессиональных психологов, иной подход»,
–говорит Ускембаева.
Попытка прекратить боль
«Свидетель» обратился с просьбой прокомментировать суицидальную волну последнего времени и рецепты от этой напасти врача-терапевта, клинического психолога Зауре Калиакпарову.
– Суицид – это не стремление умереть, а попытка прекратить внутреннюю боль. Человек попадает в состояние суженного сознания и видит только один выход – уход из жизни, – пояснила специалист. – К такому решению человек идёт годами, а триггером может стать ссора, унижение, одиночество, долг, болезнь или ощущение ненужности. Даже незначительная последняя капля может переполнить чашу боли, которая копилась два года. Распознать суицидальные намерения можно по речи и поведению. Типичные фразы: «Я больше не хочу жить», «Скоро всё закончится», «Я вам надоел». Люди начинают говорить о смерти, романтизировать её, становятся замкнутыми или, наоборот, резко спокойными – как будто уже решили. Родные часто замечают такие наклонности, но не верят, думая, что человек «просто говорит об этом». К моменту, когда происходит трагедия, уже упущены годы. Мы не привыкли обращаться к психологам – думаем, что само пройдёт. Человека, стоящего на краю, нельзя отговаривать в лоб. Нужно быть рядом, дать выговориться, заплакать, переключить внимание на то, что он любит. Быть рядом в быту: есть, гулять, спать –вместе. Реально работает тёплая семья. Где можно быть самим собой, попросить помощи, пошутить, ссориться и мириться. Где есть совместные ритуалы, близость, общие увлечения. Это и есть настоящая профилактика. Психологи также фиксируют рост «психологического заражения», когда после резонансного суицида другие молодые люди совершают аналогичные действия. Особенно уязвимы подростки 13-18 лет, которые состоят в закрытых чатах, обсуждают тему смерти, смотрят публикации с видео падений. Нужно быть осторожнее с тем, как СМИ и соцсети подают тему суицида. Часто это вызывает эффект подражания, особенно среди подростков. Там, где взрослый забудет, подросток запомнит и повторит.
Автор: Газиз Маради
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ





